Боязнь, чувство вины, ритуалы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, я хотела бы спросить у вас совет, как лучше вести себя, проблема моя, что я боюсь, когда умрет одна для меня знакомая женщина у меня будет чувство вины, что это я виновата, и я до хожу до того, что просто с ума схожу. Мне надо чтоб чуть успокоится выполнить, что велит мой разум, например 3 раза встать и сесть и именно 3, 5, 6, 8 именно эти числа для меня считаюсь нормальными, я понимаю, что это просто посторонний для меня человек, но чувство вины, что если я не выполню, ритуал, и она умрет то в этом виновата буду я. Мысль о том что когда узнаю о ее смерти меня убивает, потому что в этом я буду винить себя, это для меня груз на душе, я хочу иногда покончить уже с жизнью, к психиатру я не ходила, просто я хочу узнать что это, возможно выйти из этого? Такие ритуалы у меня бывали по разным причинам, я хочу освободиться от мыслей я вообще чувствую себя сумасшедшей я боюсь смерти постороннего человека, и винить себя буду в ней, хотя к ее жизни я не имею никакого дела, я хочу забыть это все, хочу, чтоб мой мозг отключился, я боюсь жить этим грузом.
Автор вопроса: Галина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Чудинова Алёна Вячеславовна.
Здравствуйте, Галина!
Из Вашего письма я понимаю, как тяжело Вам приходится. Сразу хочу сказать, что такие случаи встречаются и у других людей, и выход есть.
Но самостоятельно, без поддержки, с такими состояниями справиться очень сложно.
Ваше состояние является проявлением невроза навязчивых состояний (навязчивые мысли, сопровождаемые страхами). В психологии применяется название «компульсивное расстройство». Данный вид невроза изучен достаточно подробно, существуют различные подходы к лечению.
Я порекомендую Вам:
1) Как минимум, обратиться к психотерапевту. Вы сможете разобраться в причинах возникновения этого невроза, переработать тревогу и страх, перестать нести ответственность за всех и вся.
2) Также, пожалуйста, обратите внимание на то, как часто у Вас возникает это состояние. Сигналом для обращения к врачу-психиатру станет частое повторение (минимум 7 дней из 14-ти). В таком случае будет лучше сочетать посещения психолога с приемом фармакологических средств, которые Вам посоветует врач.
3) Найти подходящие для себя способы релаксации (массаж, бассейн, прогулки, йога и т.п. – выберите самостоятельно по состоянию общего здоровья).
Еще раз повторюсь, идеальным решением для Вас станет обращение к психотерапевту. Лечение должно проводиться курсом терапии, это займет некоторое время.
Тем более, Вы сделали уже огромный шаг: осознали наличие проблемы и готовы разбираться с ней.
Если Вы хотите разбираться с проблемой самостоятельно, то ниже приведу шаги, которые важно пройти:
1. Принять решение бороться с неврозом. Посмотреть на него как бы со стороны. Обратиться к нему со словами: "Я не буду служить тебе и не позволю тебе управлять моей жизнью".
2. Осознать, какие опасения оправданы, а какие вызваны неврозом. Посмотреть на ситуацию невроза максимально реалистично. Ваша фантазия о "смерти знакомой" действительно только ваша фантазия. Реальность жизни такова, что Вы не можете оказать влияния на жизнь или смерть человека через ритуалы.
3. Найти среди своих знакомых авторитетную личность и вести себя так, как ведет себя в подобных ситуациях такой человек (человек без подобного невроза).
4. Можно выполнять ежедневно упражнение «Остановки мысли»:
1) Записать на диктофон следующую комбинацию: 3 минуты тишины и затем слово «Стоп!»
2) Выбрать образ, который создает позитивный настрой (море, поле пшеницы, восход солнца, распускающийся цветок и т.п.);
3) Включить запись диктофона, закрыть глаза и представить себе ситуацию, когда возникает навязчивая мысль;
4) Услышав слово «Стоп!», остановить негативную мысль, представить, как она исчезает (растворяется в море; тает, как облако; улетает, как воздушный шар), заставить себя думать о позитивном образе в течении 3 минут. При этом дышать животом, можно считать вдохи-выдохи.
5) Через неделю таких упражнений следует научиться использовать слово «Стоп!» без диктофона, произнося его с каждым разом всё тише и тише, постепенно переходя на мысленную команду;
6) Завершающим этапом само-терапии станет замена негативных мыслей на позитивное утверждение: «Жизнь любого человека - это его жизнь, я не влияю на это, я желаю всем прожить долгую и счастливую жизнь. И сама живу спокойно и счастливо.» (Можно менять формулировки, чтобы не возникало привыкания).
Возможно, эти меры принесут некоторое облегчение, но для длительного эффекта и снижения уровня тревоги Вам действительно нужна помощь специалиста.
Желаю Вам крепкого здоровья!
Приглашаю Вас к совместному поиску решения.