Панические атаки и угрызения совести после смерти бабушки, больной деменцией.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня неделю назад умерла бабушка, бабушка страдала, старческим маразмом, деменцией и еще психическими расстройствами в последнее время я узнала все прелести больного деменцией особенно на фекальной стадии один раз даже пришлось связать бабушку т. к. она срывала памперсы и вылила мочу на мебель я с семьей жила вместе с ней бабушку мы никогда не ударили не оскорбляли, но я была с ней очень строга иначе она распоясывалась и пила нашу кровь, теперь когда она умерла меня мучают панические атаки и угрызения совести, что я была слишком строга с бабушкой, а панические атаки проявляются тем что мне трудно дышать, колотится сердце я боюсь, что умру и боюсь засыпать как мне со всем этим справиться помогите мне пожалуйста! У меня маленькие дети работа мне нужно продолжать жить полноценно, для бабушки я сделала все что могла вызывала ей лучших врачей скорую они все разводили руками, пригласила священника, иногда в минуты отчаяния я желала ей смерти особенно когда она пачкала все в своих отходах, а сейчас не могу успокоиться все время думаю о бабушке и чувствую вину за то, что была строга за малодушие за то, что желала ей смерти и хотела жить нормально, а она мне мешала, т. к. ни я ни дети не могли никого пригласить даже в гости дети были нервные злые бабушка могла побежать голой по комнате, могла засунуть себе, что либо в задний проход лечения у психиатра давали лишь временный результат, у меня уже не было не оставалось никаких сил мы ругались с мужем и с детьми я наняла сиделку и наша квартира превратилась в общежитие в общем вот такая у меня огромная проблема.
Автор вопроса: Елена Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Елена! У Вас действительно сложный период, ведь Вы не только пережили потерю родного человека. Теперь Вашу жизнь необходимо организовать, учитывая эту утрату, а Вы эмоционально пока не готовы к этому, ведь в Вас происходит борьба: с одной стороны горе(ушёл родной человек), а с другой стороны облегчение, (ведь это страдание для всей семьи. наблюдать потерю человеческого облика родного и невозможность что-либо изменить). Вы длительное время жили всей семьёй в состоянии стресса, а сейчас наступил период, когда надо осознать потерю и вместе, по-новому организовать жизнь. Вас мучает чувство вины, которое сопровождает любого нормального человека, столкнувшегося со смертью. Всегда, кажется, что мы могли бы сделать больше для умирающего. Непреложным фактом является то, что мы даём то, что можем дать и уже дали. То есть, что касается действий, мы уже больше дать не сможем, для тела, по крайней мере, никогда. Вы сделали Елена всё, что смогли на тот момент, когда это происходило. Да, Вы были иногда строги, вероятно, были эмоционально не сдержанны, и всё же, это естественные проявления человеческого несовершенства. Что же Вы себя с идеальным человеком сравниваете Елена или с ангелом? Скорее всего, Вы не до конца осознавали, что бабушкино состояние, не позволяло ей понимать то, что она делает, иначе Вы не писали бы : «….бабушку мы никогда не ударили не оскорбляли, но я была с ней очень строга иначе она распоясывалась и пила нашу кровь». Вы воспринимали её поведение, как злонамеренное, и свою строгость к ней, как наказание, а это не так Елена! Выи просто желали прекратить весь ужас происходящего, но не знали как это сделать. Вас разрывал внутренний конфликт. Вы преодолели это всё так, как смогли и винить Вас не за что!
Вы пишите : «….панические атаки проявляются тем что мне трудно дышать, колотится сердце я боюсь, что умру и боюсь засыпать». Этот страх смерти возникает при потере близких, а у Вас усугубился ещё и из-за угрызений совести, о которых Вы говорите. С этим Вы сможете справиться, если начнёте делать дыхательные упражнения, для снятия внутреннего напряжения в такие моменты. В рубрике практические методы, Вы найдёте их.( https://psycabi.net/prakticheskie-metody/653-rasslabitsya-pri-pomoshchi-meditatsii-relaksatsii-i-samogipnoza ) Постепенно это пройдёт, как только Вы приучите себя реагировать контролем дыхания на страх. И ещё, попробуйте в тот момент, когда Вам не вдохнуть воздух полной грудью, не пытаться этот вдох сделать, а напротив, задержать дыхание на максимально возможный период, и только тогда, когда уже рефлекторно хочется вдохнуть, когда уже не сможете сдержаться, сделайте полноценный вдох. Так, несколько раз! Это обязательно поможет Вам Елена.
Вы сами понимаете, что «…. нужно продолжать жить полноценно, для бабушки я сделала все что могла вызывала ей лучших врачей скорую они все разводили руками, пригласила священника», это действия любящего и ответственного человека, а «…иногда в минуты отчаяния я желала ей смерти особенно когда она пачкала все в своих отходах…» - это мысли уставшего и отчаявшегося человека. Да, мы люди, всего лишь люди, принятие в себе несовершенства, позволяет и к другим людям относиться более снисходительно. Вы имеете право на любые чувства и мысли. Если испытываете вину, значит извинитесь перед бабушкой, когда пойдёте поминать её в церковь. Исповедуйтесь, если верите в Бога. Любые действия, которые позволят Вам завершить отношения с бабушкой на уровне вины –прощения, помогут изменить Ваше состояние. Вы можете написать ей письмо, где вспомните какие-то моменты, которые происходили с Вами, когда всё было хорошо, любые светлые воспоминания, за которые Вы благодарны ей. Поблагодарите её мысленно и отпустите. Вряд ли Ваши страдания облегчают её посмертное существование, если Вы воспринимаете человека, как не просто биологический объект, но и духовную сущность.
Очень доступно описаны этапы горевания в книге Шефова С.А. «Психология горя», поможет лучше понять, что происходит с человеком в такие кризисные периоды, поможет принять смерть, как часть жизни, повзрослеть и жить дальше более осознанно и полноценно, в большей любви, чем раньше, к тем, кто находится рядом!
Благополучия Вашей семье, Елена!