Страх выступать публично.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Прошу вас мне помочь. Я взрослая 35 летняя тетя, работаю руководителем небольшого отдела в банке. Я боюсь выступать публично, точнее впадаю в полный ступор. Особенно немного позже начала речи. Дыхания не хватает, в голове туман, голос может задрожать, глаза моргают, вымученная улыбка. Хочется одного: прекратить все это. Сбежать. Причем, если это преодолеть, дальше все пойдет нормально. Не все опыты провальны) В диалоге поведение иное, проблем в разы меньше) Причем, я болезненно переживаю неудачные разы, думаю об этом, ругаю себя, думаю о своем позоре, испытываю жгучий стыд. Думаю, что произвожу впечатление суслика какого-то. Я очень хочу решить эту проблему. Она мешает мне расти по карьерной лестнице. У самой не получается понять, как себя перебороть. Но я уверена, что это не безвыходная ситуация, в этом вопросе у меня недостаточно знаний. О себе: 35 лет, замужем, ребенок. Школа с золотой медалью, олимпиады, концерты, гимнастика, танцы с сольными выступлениями, институт... не могу сказать, что испытывала такие проблемы в то время... спокойно отвечала при классе, группе, лишь бы хоть что-то знать. Хотя тревожной, боязливой (темноты, например, спать одной) была всегда. На работе несмотря на эти сегодняшние проблемы на хорошем счету всегда. Фидбек уже не одного руководителя: не умеешь презентовать себя, делаешь задачи больше и сложнее многих, а выглядишь в глазах тех, кто с тобой плотно не работает блекло. Себя ловлю на том, что хочется не привлекать к себе внимания, прям заставляю себя, так как на моей должности это непозволительно. Людьми руковожу нормально, в основном за счет собственного авторитета, экспертизы, знаний. Не будь их т.е новый отдел с другим функционалом, который мне не знаком, не знаю, что бы было.
Сама пытаюсь себя анализировать: себя не люблю, к своим изъянам с подросткового возраста отношу большой нос, были неприятные случаи в молодости, парень указал на недостаток... Было тяжелое событие в начале семейной жизни, часто испытываю вину не только по этому поводу, вообще, тревогу, волнение за ребенка. В общем, извините, если путано. Постаралась перечислить максимально. Еще: насмешек всегда с детства боялась, все воспринимала болезненно, да и сейчас очень неуютно чувствую себя в обществе людей с колким юмором, боюсь открытых конфликтов, не могу собраться , чтобы достойно ответить.
Автор вопроса: Светлана В. Возраст: 35

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Светлана!
Страх публичных выступлений, а по другому глоссофобия – один из самых распространенных страхов, с которыми приходится сталкиваться человеку.
Девять из десяти тех, кому так или иначе приходится выступать перед аудиторией не просто «волнуются», а страшатся серьезно этого мероприятия. И не мудрено! Ведь выступая перед публикой, мы демонстрируем им себя, презентуем, чтобы получить подтверждение или своего профессионализма в заявленной теме, или признания наших успехов или даже неудач.
Выступая перед другими, нам напрямую приходится сталкиваться с оценкой, принятием, даже если мы считаем, что не зависим от этого.
Поэтому страх оправдан. Ну, а если еще есть понимание того, что Вы не одна такая, то уже это может помочь с ним совладать.
Удивительно, что подобный страх возникает у людей, которые уверенно шли к тому, чтобы стать признанными другими, поскольку наиболее ярко он переживается успешными людьми, достигшими чего-то в этой жизни. Но и этому есть объяснение, поскольку к этому распространенному страху прибавляется не такой распространенный, но точно существующий у тех, кто привык в своей жизни быть впереди, отличаться от других своим усердием, своей напористостью – страх неудачи, страх стать самозванцем.
Обычно, подобные страхи у «отличников труда и учебы» начинают проявляться после столкновения с суровой реальностью взрослой жизни, где знания и умения не всегда служат поводом быть признанным по заслугам и получать преференции от руководства и владельцев бизнеса только за это. Когда необходимо каждый день доказывать, что «ты не верблюд» и можешь занимать свою должность, а то и претендовать своими заслугами на более высокий пост. Так что глоссофобия чаще встречается у успешных и знающих людей, которые умеют быть требовательны как к другим, так и к себе. Причем к себе даже больше, чем к другим.
Возможно, что в их жизни раньше приходилось кому-то доказывать свою значимость и свою неординарность для того, чтобы получить то, чего так хотелось – любви, внимания, признания.
Обычно все это ищут от родителей. Но если они требовательны, предъявляют к своим детям завышенные требования, ставят под сомнения их достижения, обесценивая их, не признавая их, то ребенок со временем стремиться ко все большим и большим достижениям. Теперь просто отличных отметок не достаточно. Нужны достижения выше: олимпиады, конкурсы, знаки отличия, а дальше – должности, регалии, звания. И все это для того, чтобы продолжать удовлетворять завышенные требования, которые предъявлялись к нему значимыми взрослыми, а в последствии, интроецированные им и предъявляемые к себе. У таких подросших детей все должно быть «на высшем уровне»! И знания, и опыт, и умения представлять себя. И если на каком-то из уровней происходит срыв, если где-то появляются сомнения в себе, то у таких людей они могут разрушить уверенность в себе и вызвать нешуточные психологические проблемы – панические атаки, нервные срывы, заниженная самооценка вплоть до полной потери себя.
Вот и в Вашем письме эти требования «просачиваются» - начинаете искать или вспоминать несуществующие «изъяны», с которыми обычный человек живет и не заморачивается.
Посмотрите, что у Вас в дебете: Вы успешная, знающая и наверняка чуткий руководитель своего отделения. И я даже уверена, что при смене «функционала» Вы не потеряетесь и сможете продуктивно работать и руководить коллективом. Но внутреннее сомнение в своих силах, обесценивание достигнутого, появившиеся сложности в социальной сфере мешают Вам продолжать ощущать себя привычно – успешной и профессионалом.
У любых сомнений есть внутренний и внешний источник. И, несмотря на кажущейся серьезным внешний, внутренний имеет в Вашем случае большее значение. И именно с ним стоит начать разбираться особенно.
А чтобы справиться с внешним есть множество советов, как совладать со страхом публичных выступлений. Напомню лишь несколько, наиболее важных, на мой взгляд.
- Готовясь к выступлению, а к любому, даже краткому выступлению имеет смысл готовиться, постарайтесь признать свой страх и не стыдиться его проявления., а если получиться, то и совладать с ним, перенаправив его проявление и интенсивность в нужное Вам русло. Для этого быстро пройдитесь, возможно даже активно подвигайтесь перед выступлением или встречей с руководством – поприседайте, помашите руками, активно продышитесь, чтобы вызвать отток крови от органов, ответственных за речь и «запастись» дополнительным кислородом.
- Чтобы снизить волнение, постарайтесь изучить вопрос, по которому будете выступать даже больше, чем этого требуется для конкретной встречи. Лишние знания не повредят Вашему профессионализму и дадут Вам «фору» в беседе с другими.
- Перед беседой или выступлением представьте худший вариант развития событий. Ведь не кормилицу-корову проигрываете! И постарайтесь представить свои действия в этом случае. Заодно Вы будете иметь несколько вариантов развития, худший из которых уже не будет для Вас неприятным сюрпризом, парализующим волю и мешающим проявить свои возможности, поскольку на этот счет у Вас уже есть план. А наличие плана придает сил даже таким неудачникам, как мистер Фикс из мультика «80 дней вокруг света».
С уважением, Елена Гладкова