Как избавиться от раздраженности и навязчивых желаний?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Немного о себе : выросла без отца, он бросил нас, когда я была маленькой, сейчас отношения с ним плохие. Я осталась с мамой, бабушкой и дедушкой. Вскоре умерла мама (когда мне было 7), через 3 года умерла бабушка, заменившая мне маму. Я осталась с дедушкой. Он воспитывал меня всю жизнь, заботился обо мне, хотя со мной было трудно - у меня диабет первого типа. Я программист и учусь сейчас в университете. У меня есть жених, я живу с ним и с дедушкой. Недавно я поняла, что стала очень раздражительной, это видят и знают все мои знакомые. Но мне кажется, это началось лет 5 назад с незаметной вещи. В определенный момент меня "переклинило" и я не смогла пить даже из собственной кружки. Мне казалось, что она грязная. После каждого глотка мне приходилось обтирать край кружки несколько раз. Спустя где-то полгода это прошло, но я все так же не могу допивать жидкости откуда-либо, не могу пить из одной бутылки с другими людьми. Так же я стала чаще мыть руки, просто потому что ощущаю их грязными. У меня очень плотный график и мало времени на уборку и это меня очень сильно раздражает, мне трудно находится в неубранном месте. Я стала более раздраженной, очень сильно меня выводит из себя когда что-то идет не по плану. Даже самые малейшие отклонения вызывают у меня самую настоящую истерику. Не сдала во время лабу - паника, опоздала на встречу - паника и т.п. Так же я не могу нормально отдыхать, пока не доделаю работу, меня раздражает чувство незавершенности. Могу очень долго сидеть над проектами, иногда сама понимаю, что пора остановиться, но не могу. Просто не получается, хотя я стараюсь прекратить, внутреннее желание доделать не позволяет мне этого. Я понимаю, что каждая моя работа не может быть идеальной и это раздражает меня. Во время еды, во время отдыха, во время разговоров я стараюсь придумать решение задачи и не могу остановиться.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Чернецкая Анна Сергеевна.
Здравствуйте, Анастасия
Благодарю Вас за оказанное мне доверие для рассмотрения Вашего вопроса
«Как избавиться от раздраженности и навязчивых желаний?»
К сожалению без проведения точной диагностики я не могу оказать Вам квалифицированную помощь, смогу лишь вкратце предоставить немного информации, которая надеюсь поможет Вам хоть немного сориентироваться по данному вопросу .
Основная причина всех ваших проблем спрятана глубоко в детстве и связана с пережитыми в нем травмам (психологическая травма часто формируется под влиянием ряда обстоятельств и событий, которые разрушительным образом воздействуют на детскую психику. Чтобы преодолеть ярко выраженные проявления травмы, нужно разобраться в тех событиях, которые ее вызывали) на почве этого появился ОКР( Обессивно – компульсивные расстройства), которое в данные момент не дает вам полноценно жить и дышать полной грудью.
Став взрослым такой человек часто сталкивается с посттравматическим расстройством, которое очень сильно ухудшает качество его жизни и мешает нормально функционировать, понимать свои собственные эмоции, выстраивать близкие отношения, правильно воспринимать себя и т.д.
Давайте для начала рассмотрим, чем же на самом деле является желание? Что есть желание?
Человек – это и есть желание, т.к. именно желания определяют наше поведение, привычки, убеждения, ценности – все, что в нас есть. Наши желания – служат своего рода психогигиеной всего организма в целом, потому так важно блюсти чистоту помыслов и находиться в постоянной мысленной осознанности .
Желания – это наша потребность, стремление к осуществлению, получению чего- либо или обладанию кем то или чем то, которые реализуются при помощи нашего разума.
Для желания характерна осознанность - Чего я хочу?
Понимание мотива – Почему я этого хочу?
Способы удовлетворения желания - Как мне этого достичь?
Желания напрямую связаны с нашими чувствами и эмоциями , по которым в целом и определяется наше психическое состояние . В эмоциях и чувствах проявляется наше отношение к себе, миру, к тому, что мы видим, совершаем и делаем. Эмоция - это оценочная реакция на внешний мир. Эмоции выражаются очень просто, они ситуативны, чувства же привязаны к определенному человеку или предмету. Приобретенные эмоции – это чувства сформированные на основе простых эмоций. Возникновение эмоций легко объяснить, чувства бывает трудно выразить или описать словами. Чувства не меняются в зависимости от ситуации, тогда как эмоции всегда привязаны к ситуации. Эмоции являются врожденными, а чувства приобретенными.
Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека определенные переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, чувств, состояний.
Раздражение - это несовпадение , несоответствие желаемого и реального ( непринятие ситуации, появляется всегда в ответ на какое либо действие, которое Вы не принимаете) . Раздражительность чревата развитием невроза. Такое состояние может являться признаком серьезных проблем и расстройств, которые не заметны на первый взгляд. Причин возникновения этого состояния достаточно много. Если раздражительность доставляет дискомфорт, то нужно обязательно обратиться за помощью к специалисту, который поможет выявить точную причину возникновения этого симптома.
Можно выделить три аспекта, которые влияют на общее состояние человека в целом:
1. Мысль – формирует характер. « Каковы наши мысли, такова наша жизнь» (Ф. Витовницкий)
2. Желание – рождается внутри, устремляет человека туда, где оно может реализоваться. Указывает на цели, мысли, намерения.
3. Поступки (действия) - проявляют и формируют личность человека.
Каждый человек своими мыслями определяет свою жизнь и она всегда соответствует его образу мышления. Наши мысли влияют не только на наш внутренний, духовный мир, создавая таким образом гармонию или дисгармонию внутри нас , но и на наш физически мир. И потому наши мысли управляют нами, влияя на жизнь, реальность, здоровье, самоощущение, на внешние обстоятельства, поступки, на отношение других людей к нам, на все, что происходит с нами и вокруг нас.
Можно сказать, что наши желания неразделимы с нашими мыслями, возможностями и действиями. Правильно концентрируясь на своих мыслях и желаниях , мы можем улучшать качество своей жизни , реализовывать мечты, налаживать отношения, менять существующие негативные установки на позитивные . Мысли, образы, эмоции, чувства, которые мы испытываем – все это мы создаем сами, т.к. являемся творцами собственных желаний
Так как же избавиться от навязчивых желаний?
Навязчивые мысли или желания являются одним из видов навязчивых состояний. В настоящее время практически все навязчивые состояния объединены в Международной Классификации Болезней под понятием «Обессивно – компульсивного расстройства» сокращённо ОКР .
Основными чертами ОКР являются повторяющиеся навязчивые (обессивные) мысли или желания, и компульсивные действия ( ритуалы). Навязчивые мысли ( обессии) – это беспрестанное повторение нежелательных, нередко тягостных мыслей, представлений и влечений, от которых нельзя избавиться усилием воли.
Навязчивые влечения (желания) – выражаются в появлении неприятных для человека желаний, всю нелепость и болезненность которых он понимает. Особенность подобных влечений в том, что они обычно не переходят в действие, но для самой личности очень неприятны и мучительны.
Возникновению навязчивости и раздражительности у здоровых людей очень часто является недосыпание, переутомление, астенизация - ( это повышенная утомляемость, истощение, ослабление или утрата к продолжительному физическому или умственному напряжению)
У заболевания выделяется три формы- стадии, которые развиваются друг за другом. При первой стадии наблюдается лабильность, раздражительность и нетерпимость. Во второй «раздражительная слабость», агрессия и раздражения быстро сменяются эмоциональным истощением. При третьей человек пребывает в состоянии постоянной усталости и плохого настроения. Для этой фазы характерны навязчивые мысли ипохондрического характера.
Существуют основные подходы к лечению невроза навязчивых состояний:
Медикаментозный ( психотропный) – эта терапия тяжелых случаев ОКР . Проводится исключительно в условиях стационара и ведется под наблюдением врача)
Психотерапевтический – можно выделить три метода лечения :
Когнитивно – поведенческая терапия - является наиболее рекомендованным видом психотерапии применяемым при лечении навязчивых мыслей, желаний. Помогает обнаружить и изменить мысленные установки, лежащие в основе психологических проблем. Предложенная психиатром Д . Шварцом .
Метод «остановки мысли» - освоить довольно таки легко, главное понять принцип и верить в результат
Психоаналитическая - психоанализ - иногда может вызвать дополнительные вспышки тревоги и страха у больных с легким типом расстройства.
Гипноз - очень эффективен, особенно в совокупности с психотерапией .
Трансакционный анализ - позволяет с помощью игр определенного жизненного сценария и внутреннего эго клиента перебороть обессии и копульсии на ранних этапах развития расстройства, но данный подход не эффективен в преодолении хронических навязчивостей.
Биологический – применяется в крайне тяжелых состояниях и хронических формах.
Человеку прибывающему в таком состоянии крайне необходима психологическая поддержка : объяснение сущности заболевания, создание правильного настроя на излечение.
Возникновение ОКР напрямую связано с основным заболеванием. Расстройств при котором встречается данный синдром очень много, что является поводом для незамедлительной консультации с опытным специалистом. При раннем начале лечения человеку можно помочь исключительно психотерапевтическими методами лечения без применения психоформалогических средств.
Буду рада, если мой ответ на Ваш вопрос оказался для Вас полезным.
С Уважением, Анна