Панические атаки после похорон.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Два месяца назад похоронили родственника, не близкого, но так сложилось, что последние часы рядом была именно я. Он, родственник, при жизни сильно болел, а после подвергся вскрытию. Извините, может это не этично, но труп выглядел как из ужастика, если не хуже. Я бывала на похоронах до этого, мне 23 года, не маленькая, но... Но я даже дотронуться при прощании не смогла, постоянно отводила взгляд. Моя психика сдала. В ночь после мне пришлось пить успокоительное в лошадиной дозе. Меня трясло, я плакала и не могла успокоиться. Не из-за потери, а именно от воспоминаний о теле. Буквально глаза закрывала, а там... Дело в том, что до сих пор это мучает меня. Мне снятся кошмары, где только я и безжизненное тело. И самое пугающее – т.к. рот был зашит, во сне труп постоянно пытается его открыть. Пишу труп/тело, потому что даже не ассоциирую тело и родственника, вообще из разных пространств для меня. Последнее время довольно часто перед сном случаются панические атаки. Постоянно в ужасе от мысли о ночи. Каждый раз думаю, что лягу спать и все повторится. Стала хуже спать, откладываю сон. Могу не спать до утра, пока не усну от усталости, т.е. не вырублюсь. В итоге сон по 4-5 часов, иногда всего 2-3 часа. Утром чувствую себя подавленной соответственно. А после панических атак внезапно наступает усталость, скорее даже разбитое состояние. Иногда трудно вдохнуть, задыхаюсь.
Я молодая девушка и не хочу жить на валосердине. Не смогла найти в сети ни одного подобного случая, из-за этого мне ещё хуже. Чувствую себя виноватой, что нет грусти от потери, только застывшая ужасная картинка перед глазами. Подскажите, это вообще нормально? К кому надо обратиться? Это реально преодолеть?
Автор вопроса: Диана Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Кристина.
Диана, здравствуйте!
Сочувствую Вашей ситуации. Судя по Вашим описаниям, данная потеря оказалась для Вас очень травматичной. Вы не только присутствовали на похоронах, но ещё и были рядом с умершим в последние часы его жизни. Даже если этот человек был Вам не близок, как Вы пишете, Вы видели, как он умирает - и я полагаю, его смерть вызвала у Вас определённые мысли.
Вы очень ярко описываете внешний вид тела, вскрытие, свои кошмары. По моим ощущениям, Вы испытываете состояние ужаса. Паническая атака наступает в результате очень сильного страха, который Вы не можете контролировать. И вполне логично, что после приступов Вы чувствуете себя обессиленной и подавленной, потому что очень сильное эмоциональное переживание истощает.
У Вас возникает чувство вины, так как есть убеждение, что если человек умер, должно быть грустно из-за потери этого человека. То, что Вы этому убеждению не соответствуете, и приводит Вас к ощущению, что Вы виноваты. Нет необходимости заставлять себя чувствовать то, чего Вы не чувствуете. На самом же деле, Вы испытываете очень сильный страх, и сама ситуация оказалась для Вас шокирующей. Возможно, Вы чувствуете и грусть в том числе, но страх настолько сильнее, что не позволяет Вам увидеть это. Страх всегда пытается что-то сказать. Понаблюдайте, какие мысли приходят в голову в связи с потерей и особенно - о чём Вы думаете, когда вспоминаете само тело. Я могу предположить, что смерть Вашего родственника натолкнула Вас на мысли о собственной смерти/теле/возможных болезнях/отвращении к чему-то - и это является причиной Вашего страха. Каждый человек на ситуацию реагирует по-своему, и Ваша реакция нормальна, но она приводит Вас к дисфункциональному (негативному для Вашей психики) состоянию, с которым Вам нужно поработать, чтобы вернуться к прежнему спокойному состоянию. Конечно, это возможно преодолеть. Вы можете обратиться к психологу, либо психотерапевту.