Устала от социофобии и депрессии, что делать?

Вопрос психологу:
Полнейшая апатия ко всему, что делать? Мне 22 года, 2 года назад я была студенткой, но мне не нравилась специальность и из-за социофобии были проблемы с выступлениями на семинарах, меня хватило ровно на 2 курса, а затем я отчислилась по собственному желанию. На протяжении всего времени пыталась найти работу, но долго не задерживалась, так как не проходила испытательный срок, и снова причина в трудностях с общением. Друзей у меня нет, изредка знакомилась с людьми из соц сетей, некоторое время общение происходило в реальном пространстве, но основная масса этих людей относились ко мне плохо, у всех прослеживались черты садистов, в конечном итоге я сводила общение на нет. Продолжала ходить на собеседования, но в последние разы мне вообще отказывали. Я окончательно разочаровалась в себе и своих способностях, устала от непродуктивного общения, и вот уже пол года продолжается мой день сурка. Я ни с кем не общаюсь кроме мамы, на улицу выхожу редко, в сентябре подавала документы на восстановление, но на пары так и не пошла. Сейчас я раздумываю о самоубийстве, часто думаю о том, что время летит, а ничего не меняется. Эти мысли меня посещали еще в школьные годы, но тогда я думала, что все изменится, но нет.Такое поколение, что все люди как люди, а я самый низ в иерархии. С трудом заставляю себя принимать ванну и умываться, целыми днями лежу, иногда еще слушаю музыку, она меня немного отвлекает от сложившейся ситуации. Что можете мне посоветовать? То, что нужно работу искать я и сама знаю, но очень боюсь собеседования и того, что снова ничего не получится.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуйте, Наталья.
Письмо краткое. Но заслуживает не одного ответа письмом, а полноценной терапии для того, чтобы помочь Вам выйти из вязкости Вашего состояния, увидеть и признать другие стороны Вашей личности, а так же адаптироваться к социуму.
В целом психика каждого человека имеет множество механизмов и есть большая вероятность, что справитесь быстро, тем более, что Вы не усугубили свою ситуацию антидепрессантами, алкоголем и другими психотропными веществами, к которым часто прибегают в подобном состоянии. Поэтому выход достаточно близко и Вы вовремя осознали, что пора что-то делать. Лучше делать в паре с психологом. Увидите, что состояние ухудшается, не тяните и действительно обращайтесь за полноценными консультациями. Ко мне или любому другому специалисту, к которому почувствуете доверие.
Из того, что прямо сейчас может помочь Вам: предлагаю перестать бороться с собой и своим состоянием.
Если у Вас действительно депрессия, борьба с собой и желание хоть что-то сделать «насильно» приведёт к ещё большей потере сил и внутреннему сопротивлению и обесцениванию усилий и всей жизни в целом.
Я не могу по письму точно сказать, действительно ли у Вас депрессия, возможно только отсутствие сил, возможно посттравматическое состояние после какого-то события, возможно реакция на воспитание Вашими родителями, которая проявляется в виде бунта и отказа жить - здесь лучше внимательно познакомиться с причинами и конкретно работать с Вами и возможностями Вашей личности.
Если действительно депрессия, есть несколько подходов, помогающих с ней справиться:
1) Психологи говорят, что с помощью таблеток не выйти из депрессии и предлагают дать внимание внутреннему миру человека, причинам её возникновения и помогают найти направление, куда двигаться. Путь длительный и помогающий начать человеку опираться на самого себя, что в результате может стать истинным выходом из депрессии.
2) Врачи говорят, что разговорами не вылечить депрессию и назначают анализы на гормоны, и/либо витамины и дальше по результатам анализов назначают гормональную терапию. Интересно, что медики по анализам определяют, точно ли у человека депрессия или апатия. К примеру, они говорят, что Депрессия - это сниженный фон настроения, Белое воспринимается как Чёрное, отсутствует удовольствие от любимых дел и связывают её с дефицитом гормона Серотонина.
Апатией же врачи называют сниженную мотивацию к выполнению важных дел. Причём интерес к любимым делам сохранён (легко смотреть любимый фильм) и связывают Апатию со сниженным уровнем Дофамина.
Логичная точка зрения, но лично мне из медицинской помощи больше откликается более мягкий вариант: сдать анализы не на гормоны, а на витамины и нутриенты и восполнить дефицит витаминами. Так, к примеру Витамин Д и Магний значительно повышают ресурсы организма, не вторгаясь в гормональную систему.
В это же время хорошо подключить психологические консультации.
Мой личный подход - Депрессия - это не болезнь, а важный сигнал, что человек движется не туда, выбрал не своё направление, либо перерос то, что ещё недавно для него было подходящим и приемлемым. То есть это кризис, который хоть и протекает достаточно болезненно, потому что в прямом смысле ломает что-то привычное и понятное, но он необходим для того, чтобы снести всё неработающее и выстроить новое, подходящее, откликающееся всему внутреннему существу человека. Гормоны, настроение и физические силы действительно падают в это время, поскольку организм всеми способами пытается отказаться двигаться в том направлении, которое не откликается и назначать гормональную терапию - очень эффективно, но не совсем понятно, зачем, поскольку если человек движется не туда, организм только продолжит свой бунт.
В первую очередь я вижу важным сказать, что с Вами все хорошо. Все в порядке. Даже при всей ситуации с работой, учебой и нежеланием общаться - всё хорошо. Что-то надломило Ваш контакт с собой, способность слышать своё тело, свой внутренний голос. Настолько, что даже приходят мысли о суициде. Но это не означает, что Вы потеряли все способности двигаться, жить и общаться. Поэтому в первую очередь помочь Вам сейчас важно повернуться к себе лицом, успокоить себя, встать на свою сторону. Шаг за шагом начните слушать своё тело, выстройте контакт с собой и в будущем начнёт получаться и контакт с окружающими.
Но сначала остановитесь. В Вашем состоянии, когда ничего не хочется и не получается попробуйте остановиться с попытками найти выход и прислушайтесь, что Вы хотите именно сейчас? (Возможно придут разрушительные мысли, но не давайте им внимания и продолжайте слушать себя). Ждите ответ от тела, например: «Подышать на улице», «Поплакать», «Уснуть». Это уже действительный ответ, за которым имеет смысл следовать. Если придёт ответ «Спать», «Лечь», «Закрыть глаза» - делайте это, но не осуждая себя, что снова Вы ложитесь. По Вашему письму видно, что ругать себя Вам даётся достаточно легко. Когда проснетесь снова спрашивайте себя, что Вы хотите прямо сейчас? И ждите ответа. Не вставайте до того момента, пока не ощутите: «Я хочу встать». Попробуйте начать так проживать Ваш день: не с давления на себя, а с ожидания отклика: «Что я действительно хочу сейчас?»
Вроде простая рекомендация, но в Депрессии мало кто остаётся бережным и внимательным к себе, мало кто дожидается понимания - что именно было не так и что я готов делать сейчас по-новому. Наоборот, большая часть ругает себя, давит, толкает делать хоть что-то. Понятно, почему это происходит - жизнь не стоит на месте и странно затихать, когда окружающие чего-то добиваются, куда-то стремятся. Но по-настоящему услышать себя можно только в принятии себя, в позволении себе пространства на рождение нового, в позволении себе быть не только в свете успеха, а в первую очередь, когда не понятно и нет совсем никаких результатов.
Если же у Вас не Депрессия, а защитная реакция от осознавания чего-то, что произошло в Вашем прошлом, но Вы готовы выйти из этой реакции и видите, что она больше съедает Ваших сил, чем спасает Вас, можете попробовать выйти за рамки Вашего состояния таким мягким способом, как мысленный разговор с состоянием: «Я благодарю и отпускаю то состояние, которое меня защищало от чего-то столько времени. И готова начать пользоваться новыми возможностями и делать новые шаги в моей жизни». Сделав это мысленно, внутри себя очень осознанно и явно, Вы без борьбы и отрицания заявите состоянию о готовности к переходу на новый уровень отношений с самой собой и жизнью. Это особенно действенный метод для прощения кого-либо, но он применим так же к любому состоянию, которое человек готов отпустить.
По поводу суицидальных мыслей - всё не так страшно, как кажется. Они пугают, но также чаще являются больше симптомом, чем настоящим планом к уходу из жизни. Но кратко, в письме, у сожалению не получится это объяснить.
Ещё один момент, на который хочу обратить Ваше внимание - Ваши слова про низ иерархии. Если нарисовать любую иерархию, станет понятно, что низ - это основа. Нравится Вам это или нет, но помимо негативного смысла, который Вы видите в словах «Низ иерархии», можно найти важнейшую функцию. Возможно, понимание моих слов к Вам придёт позже, но не так уж и плохо быть внизу иерархии.
В завершение прикреплю слова из глубокой и поддерживающей книги Пола Феррини «Безусловная любовь»: «Не пытайся выйти из тьмы. Не пытайся войти в блаженство. Движение происходит само по себе. Просто будь
готов к нему и позволь этой готовности нести тебя.
Большая часть из того, что ты пытаешься сделать для себя, не увенчается успехом, так как, ты не знаешь, кто
ты есть в действительности. Представление о самом себе ограниченно.
Ты думаешь, что в тебе что-то серьезно
сломалось или, возможно, просто чего-то не хватает. Но это — неправда. Ничего не сломано. Ты вполне целостен прямо сейчас.»
Дайте пространство родиться Вашему движению внутри, и если совсем ничего не понятно сейчас, продолжайте делать Вдох и Выдох. Уже будет польза для деревьев, которым нужен углекислый газ.
Не то, что бы шутка. Но в существовании каждого человека есть гораздо больший смысл, чем это доступно для понимания ему самому.