Страшно, что мама обо мне что-то плохое подумает, что я ей как-то наврежу. Желание повторять одно и то же.

Вопрос психологу:
Я боюсь бытовых ситуаций. Например, я хочу уточнить у мамы какое у нее впечатление от нашей прогулки. она отвечает-хорошее. я волновалась когда у нее это спрашивала. и вот мы начинаем другую тему. Я что то говорю, мама меня перебивает-это вызывает невроз и желание еще раз спросить какие у нее впечатления от прогулки. Чтоб спасти ситуацию, чтоб никто никого не перебивал. И только тогда я успокаиваюсь. Что со мной такое? Если я не скажу то что меня тревожит со всеми правилами(чтоб не перебили, чтоб негатива не сказали я начинаю нервничать и мне кажется что я не должна забывать свой вопрос, что все надо доделать и хочется возвращаться к вопросу от прогулки снова и снова) это естественно вызывает невроз, конфликт с мамой и страхи с тем же сценарием, повторить одно и тоже и чтоб все было идеально без перебиваний и негативов) Мне постоянно страшно что мама обо мне что то плохое подумает, что я ей как то наврежу (а вдруг плохо ей кружку помою или туда попадет капля воды с моих рук, а я была в туалете и наверное плохо помыла руки-надо у нее спросить ничего ли это страшного) стыдно за такое поведение..портятся с мамой отношения из-за этого(кто ж будет терпеть одно и то же по несколько раз и глупые вопросы) Мама начинает из-за этого со мной ругаться и мне становится еще хуже. Постоянно хочется у нее спросить не подумала ли она что мня накрывает, не достала ли я ее и потом все начинается заново, чтоб не было перебиваний, негатива и тд, даже цифру 6 на часах стала бояться-кажется что из-за этого опять должна повторять одно и тоже. Переживаю если я свой вопрос забуду или не так как то задам это тоже вызывает невроз. Раньше такого со мной не было. Понимаю, что это все бредово звучит, но мне кажется только когда я все сделаю по этим всем правилам только тогда я могу забыть о вопросе и жить спокойно. А иначе не смогу жить. И начинается невроз и агрессия. Что это такое?
Автор вопроса: Наташа Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Дорогая Наташа,
Ваша проблема в том, что Вы целиком и полностью доверяете своим мыслям, возникающим у Вас в голове. Вот появилась мысль «А вдруг я что-то не так сказала», Вы верите ей и от этого становится страшно или тошно, хочется отгородиться от этого неприятного чувства и Вы начинаете совершать какие-то действия, чтобы якобы исправить ситуацию, но тем самым делаете её сложнее и чувствуете себя хуже. Кроме того, реакция окружающих на такое поведение, как то Вашей мамы, с которой возникают конфликты, ещё больше вгоняет Вас в невроз. И вот Вы опять пытаетесь как-то разрешить конфликт, от невроза избавиться, суетитесь, что приводит к появлению мыслей, что вот, я что-то не так делаю или сделаю, и усугубляет тревогу. Ваши мысли слишком уж эмоционально насыщены. Вы думаете, если я ощущаю себя некомфортно, тревожусь о чём-то, то значит ситуация действительно напряжённая и требует действий. А на самом деле проблема в том, что Вы слишком верите своим мыслям и чувствам в такие моменты. Мысли человека могут появляться в голове автоматически, и так же быстро могут уходить. Мы не обязаны доверять всему, что возникает у нас в голове, просто потому, что там может возникнуть что угодно. Чувства (страх, тревога, невроз) у нас возникают как реакция на мысли. А теперь вот просуммируйте всё вместе взятое и увидите, что с Вами-то изначально всё в порядке, но на данный момент Вы за чистую монету воспринимаете то, что возникает у Вас в голове.
Попробуйте, например, ради эксеримента не сделать того, что Вы обычно делаете. Например, Вам хочется уточнить в третий раз у мамы, как ей понравилась прогулка, но Вы не уточняйте. Переборите себя в этом желании. Будет неспокойно, некомфортно, будет чувство вины, но это нормальная реакция, психика просто привыкла за всё это время так реагировать и чтобы её отучить нужно время. И наоборот, попробуйте делать то, чего Вы иногда боитесь, например оставить каплю воды в помытой кружке. Понаблюдайте, приведёт ли это к плохому в окружающей Вас среде? Помните, что Ваши реакции в ходе эксперимента - не в счёт, так как это привычка психики реагировать неврозом. Замечайте, когда Вам хочется делать что-то по правилам, пытайтесь и тут, поначалу пусть через раз, действовать не согласно правил, а так, как получится, игнорируя мысли и эмоции. Упражняйтесь так на протяжении определённого времени - несколько месяцев. Если забываете, напоминайте себе и опять начинайте.
И потом, Наташа, ну а если Ваша мама или кто-то другой даже и подумают плохое о Вас, что такого при этом произойдёт? Вот представьте худший сценарий? Ну, выставит Вас мама из дома? Не думаю. Будет считать ужасным человеком - тоже не думаю. Максимум, что будет - какое-то время поворчит человек и забудет. Кроме того, мы не обязаны жить так, чтобы угождать другим. Люди постоянно формируют мнения об окружающих, но это тоже не означает, что это мнение и есть правда. Каждый из нас имеет право на ошибку, право быть несовершенным - это вообще свойственно каждому человеку. Так и Вы, не пытайтесь быть для всех хорошей, не стремитесь к тому, чтобы о Вас все хорошо думали. Вы такая, какая есть, иногда хорошая, иногда делающая ошибки, и это абсолютно нормально. Пробуйте вживлять себе такой взгляд на вещи, ставя под сомнение постоянно возникающую критику у Вас в голове. Посмотрите, что со временем тревога Ваша уменьшится и Вы станете поспокойнее. Если будут вопросы, всегда можете обращаться. За сим желаю Вам мужества и способности перенять борозды правления от Ваших мыслей в свои руки. С уважением, Лидия