Не хватает храбрости найти работу и устроить свою жизнь.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя проблема заключается в почти паническом страхе общения и взаимодействия с людьми за пределами простейших бытовых действий на уровне общения с кассиром в магазине. Так сложилось, что с детства я был довольно открытым и добрым ребенком (по словам родителей), но еще со второго класса мне периодически не везло то с коллективом, то с "начальством" - учителями. Во 2 классе время от времени имели место случаи прилюдного унижения, к примеру, хватания за футболку и тряски на весу при всем классе, оскорбления и тому подобное. Родителям не говорил, потому как не любил вспоминать о неприятном, старался замять эти воспоминания и как можно быстрее стереть их из памяти. Спустя несколько лет в детском лагере вожатые настроили против меня лично практически весь отряд детей, состоявший из 15-20 человек. До рукоприкладства не доходило, но моральное давление было довольно сильным. За исключением случаев, когда я, сидя на пляже в отдалении от остальных детей, мог получить 5-10 ударов в футбольным мячом в спину, якобы вылетевшим случайно. Иногда дети окружали толпой (мне и им было в районе 9-10 лет) и всячески оскорбляли меня, моих родных, угрожали. Со стороны вожатых такое поведение встречало только поощрение. События происходили в середине нулевых, потому выйти на связь с я мог только в определенное время и с разрешения вожатых. Один раз пришлось с этой целью использовать телефон в кабинете директора детского лагеря, где все, что я сказал насчет этой ситуации, было: "Все хорошо, но вожатая иногда кричит". Уж не знаю как, но шел я оттуда в сопровождении этой самой директрисы, поливаемый руганью, оскорблениями и угрозами. По не совсем понятной мне теперь причине я никому и ничего об этом не сказал, попытавшись все это поскорее забыть и замять. В дальнейшем последовала операция на обеих ногах, из-за которой я целый год не посещал школу, находясь на надомном обучении (не мог далеко ходить). По возвращении в школьный класс большинство своих прежних друзей я либо не узнал вовсе, либо их попросту в классе не осталось - перевелись в другие школы вне пределов досягаемости. Тогда же появились новые ученики, оказавшиеся классическими возмутителями спокойствия и кошмаром любых учителей. Лично мне на них, как и на срывы ими уроков, было абсолютно все равно, но по какой-то причине одной из главных мишеней был именно я. Не могу сказать, что имела место настоящая травля, но периодически случались неприятные моменты в духе групповых оскорблений, подкидывания неприличных рисунков в портфель, кражи вещей и тому подобное. Учителя ничего сделать не могли, да и не пытались. В более старшем возрасте принимал участие в выставках собак в связи с практической необходимостью (чтоб не платить профессионалу), где также часто получал моральные тумаки от семьи за любой промах на ринге. Надо сказать, что с детства у меня был дикий страх публичных выступлений, так что трясущиеся руки и съехавшая на пол-лица улыбка стали для меня тогда обычным делом. Самым показательным был хоть и редкий, но довольно неприятный случай, когда при занятии нами с собакой 3-го места (из 30-50 участников) я был встречен базарной руганью, оскорблениями и обвинениями в абсолютной некомпетентности, так сказать. Также забыл упомянуть довольно скверный случай, имевший место в детстве (9-10 лет), когда в ответ на съеденное мной лишнее мороженое мама, бабушка и дед устроили показательный сбор вещей с формулировкой "Пошли в детдом". Угроза эта использовалась неоднократно на протяжении моего детства вплоть до 12 лет, что до сих пор очень сложно забыть и еще сложнее простить. Возвращаясь к основной теме, список неудачного опыта продолжился и после поступления в университет на нелюбимую, как в итоге оказалось, специализацию. Учился я, откровенно говоря, без особого желания. Тем не менее крики и прилюдные оскорбления со стороны преподавателей (кандидатов и докторов наук к тому же) выглядели для меня крайне странно. Как-то на паре мне было адресовано слово "Тормоз", но удивило меня не это, а тот факт, что остальным сокурсникам это показалось вопиющим нарушением, за которое можно было и докладную написать. Для меня же это было почти открытием Америки - оказывается, я не обязан терпеть скотское отношение "начальства". На протяжении учебы по вышеуказанным причинам я так и не смог собраться с силами для нахождения мало-мальски нормальной работы. Сыграл роль как полнейший дефицит сил и энергии, так и страх получить очередную порцию оскорблений и унижения на пустом месте. На данный момент университет уже окончен, нахожусь в поиске места будущей работы, но страх не дает мне покоя. Я так до конца и не понял, имею ли я право отстаивать свои границы в общении с начальством и коллегами, или же это норма нашей жизни и к ней нужно только привыкнуть. Страх по-прежнему сковывает все мои движения при одной мысли о работе несмотря на то, что у меня уже давно выработалась привычка держать тихий и спокойный, почти уверенный тон в разговоре, даже когда внутри кровь давно застыла от леденящего душу страха. Есть ли способ справиться с памятью многих лет и как-то найти себя, потому как испуганный зверек, каким я сейчас являюсь, по определению не имеет свободы выбора дороги в жизни? Заранее благодарю за ответ.
Автор вопроса: Никита Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Никита.
Во-первых, выражаю Вам своё уважение и восхищение, потому что крайне редко молодые мужчины набираются сил и смелости озвучить свои вопросы по таким вот, достаточно дипломатическим, темам. Вы, в-общем, всё довольно ясно и подробно изложили и это хорошо.
Во-вторых, вызывает уважение Ваше желание работать над собой, над своим прошлым, над теми ситуациями, которые давно прошли, состоялись, но продолжают влиять на Ваше настоящее.
В-третьих, на самом деле, Вы и так уже овладели многими человеческими и личностными компетенциями и я думаю, что всё-таки справитесь с тем, что Вам мешает быть счастливым. Вы научились контролировать себя на поведенческом уровне, на уровне внешних проявлений, а это уже немало!
Мучения-сомнения-переживания остаются, но внешне Вы стараетесь не "расползаться".
Вы прекрасно анализируете причинно-следственные связи того, что с Вами происходило в детстве и того, с чем Вы имеете дело сейчас.
Всё совсем неплохо.
Я же Вас не удивлю, если скажу, что у каждого (КАЖДОГО) из нас есть свои "скелетики в шкафу", свои "паутины" в чертогах памяти и сознания?
Ну кто из нас не был несправедливо обижен, неправильно оценен, не недолюблен, если речь идёт о детстве?
К сожалению, каждый родитель - сам себе пелагог-психолог-врач и сам выбирает методы и способы "управления" детьми: мол, "нас самих так воспитывали" или "ничего. это будет для него хорошим уроком!"
Скажем, разве можно пугать ребёнка отправкой или переселением в детский дом? Особенно в возрасте, когда любой отрыв от родительской семьи - настоящая психотравма!
Разве можно поощрять издевательства только потому, что объект издевательств чем-то отличается от "массы", выпадает из контекста детского коллектива?
Разве можно игнорировать боль и страдания ребёнка, мотивируя это постулатом "он же мужчина"?
Вернее, наверное, есть разные обстоятельства, но эти обстоятельства далеки от обобщённой картины!
Можно долго об этом говорить, но формат ответа не позволяет. Поэтому - к делу.
Луиза Хей (замечательная тётенька из Америки) написала два потрясающих произведения по направлению "практическая психология от дилетанта" и перевернула с ног на голову всю стандартную и аккредитованную, научно подтверждённую практическую психологию:
"Сила внутри нас" и "Исцели себя сам".
Вам нужна первая книга.
Суть её в том, что самое страшное, что влияет на нашу жизнь, кроется в нас самих - это обычные обиды!Обиды, которые не забываются (ни одна!), конфликты, которые мы "дорабатываем", доигрываем, разговоры и перебранки, оскорбления и драки ...- всё это не забывается, если мы это не доделали, не закончили, не закрыли!
Что это значит? Тут всё просто:
важны не наши победы, а то, что мы сделали для того, чтобы победить! То есть, важны наши действия. Если я сделал всё, что от меня зависело, то действие закончено, исчерпано. Вопрос удовлетворения. Но если я чувствую. что что-то мог сделать больше, лучше, правильней, то я постоянно буду прокручивать в памяти, где будет ожидаемый финал или какие-то приемлемые варианты финала. Но только удовлетворения мне это не принесёт.
Напряжение (в виде недовольства) будет копиться и обязательно выразится в моём плохом самочувствие, в недостатке сил, многочисленных ошибках, провалах, страхах и т.д.
Что делать?
"ПРОЩАТЬ" - говорит Луиза Хей. Надо прощать обиды!
Как? - Просто! Надо много-много раз повторять фразы (так называемые аффирмации) и оно (прощение) придёт. А за прощением придут облегчение и освобождение!
"Я прощаю ... за то, что он не такой, каким я хотел бы его видеть".
"Я прошу прощения у ... за то, что я не такой, каким бы он хотел меня видеть".
"Я прощаю СЕБЯ за то, что я не такой, каким бы я ..."
Это - самый общий и универсальный формат аффирмаций.
Вы можете для себя это усовершенствовать и расширить. Но надо делать. Надо делать это много раз в день, утром и вечером, в любой момент, когда "накатит"!
Никита! Надо бы обратиться к психологу, психотерапевту. Со специалистом Вы проработаете свои вопросы достаточно плотно, чтобы научиться ладить с собой и своей жизнью, какой бы она ни была!
Вы ж не алкоголик? Не наркоман? Вы - нормальный человек, который хочет быть счастливым.
Удачи Вам и вперёд! В. Журавлёв