Чувство тревоги, болит душа каждый день.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В последний месяц у меня стала часто болеть душа. Это такое чувство, что она сжимается и разжимается и оставляет неприятное чувство тревоги, ничем не обоснованное. Это было раньше но редко, раз в 3-4 месяца. А сейчас 10-15 раз в день. Это очень неприятно и мешает жить. Я не знаю как это называется: панические атаки, тревожность или как правильно назвать это чувство? И как от этого избавиться? Я могу предположить, что это связанно с беременностью, у меня 5 месяц. Но беременность протекает хорошо и я ни на что не жалуюсь. Так же возможно это связано с такой ситуацией в моей жизни: моя близкая подруга беременна тоже, но она на 6 месяце и у её ребёнка страшные диагнозы, я её поддерживаю как могу, мы до последнего надеемся на благоприятный исход и что ребёнок родиться здоровый. И возможно страхи за неё я
проецирую на своего ребёнка, хотя нет причин. Ещё мне не по себе от того, что она может потерять ребёнка, а у меня все будет хорошо. И, по женски, я её понимаю если у неё будет какая то зависть или обида на меня. А если будет наоборот... Что касается моего мужа, то он меня поддерживает и оберегает в беременность, отношения у нас хорошие. Он работает по вахтам, месяц через месяц. И эти тревоги и боли души начались когда он уехал в последний раз, то есть, я сейчас одна дома и мне его очень не хватает. Про свою ситуацию я ему ещё не говорила. В общем, не знаю как мне быть. Как мне преодолеть эту тревожность и боль души? И как понять что это за диагноз или название таких болей? Информацию в интернете я не нашла.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гулевич Елизавета Николаевна.
Здравствуйте, Ольга.
Мне очень импонирует ваша саморефлексия. Хотя вы и говорите что не знаете что это за боли, тем не менее, очень точно подметили про чувство тревоги за ребёнка. Ваш внутренний психотерапевт работает, но давайте ему поможем))
Для начала разберёмся что такое тревога: Тревога - это неопределенный страх, проецируемый в будущее. В теле у всех она ощущается по разному. Иначе говоря человек не знает чего именно боится, но боится. Когда находится источник страха - если он беспочвенный, то тревога пропадает. В силу вступает наша логическая система и доказывает что бояться нечего. Поэтому предлагаю вам не убегать от тревоги, а когда начнётся снова это состояние, прямо спросить ее:
1.Какой страх ты несёшь в себе, тревога? От чего ты меня пытаешься уберечь? Послушайте что она вам ответит, это будет диалог с вашим подсознанием.
2. Постарайтесь зафиксировать момент, перед началом тревоги. Это и есть момент когда вы начинаете боятся тревоги. В след раз в этот момент вы уже можете начинать с ней диалог.
3. Осознайте, что тревога это страх. Нашей психике сложно бояться всего одновременно. Поэтому ответьте себе: «Сейчас я боюсь...» Продолжите фразу первым что придет на ум.
4. Когда придёт сам момент тревоги, постарайтесь представить ее образ. Какого она цвета? Какой формы? Может это человеческий облик? На кого похож этот образ? Вы должны сказать этому образу что готовы к его приходу и ждёте его. Проследите чувства, которые сопровождают этот образ.
Тревога должна пройти, если вы проделаете все это. Не за один раз. Тренируйтесь.
Если тревога не проходит - значит какой то пункт не сделан, вернитесь к нему и проделайте его.
К слову, в этом случае отлично работают дыхательные практики. Информация о них в открытом доступе. Думаю вам будет полезно их знать.
Нужно и не забывать что беременность в целом это стресс для вашего тела, это перестройка на всех уровнях. В том числе и центральной нервной системы.
Ещё Вы описали один из своих страхов связанных с подругой, точнее проекцией ее страхов на своего ребёнка. Разделите пожалуйста свою долю ответственности, вы ее подруга, которая будет поддерживать ее при любых обстоятельствах. Ведь так поступают друзья. Вы не можете уберечь ее ребёнка. Зависть и обида - которые могут возникнуть в ваш адрес, вас пугают. Это тоже может быть причина страха. Какой страх здесь скрыт? Она не будет вас любить? Представьте образ подруги и проговорите ей этот страх. Скажите ей, что вы не можете нести ответственность за прохождение ее беременности и опишите все положительные чувства, которые вы испытываете к ней.
Тревога, как вы пишите наступает когда супруг уезжает на работу. Иначе говоря вы остаётесь без защитника. Это тоже может быть причиной страха. Будет здорово если ваш муж перед отъездом будет проговаривать вам: «Я обязательно вернусь» конечно можно использовать дополняющие фразы)) Но именно эти слова должны быть произнесены.
Если в случае самопомощи тревога не проходит, я рекомендую обратится к психотерапевту.
Здоровья вам и вашим близким.