Страх осуждения в обществе.

Вопрос психологу:
Мне трудно и некомфортно находиться в обществе из-за постоянного страха, что меня будут обсуждать и осуждать. Каждый раз, выходя на улицу или же в компании друзей, я испытываю внутреннее напряжение, злость и обиду, я не могу расслабиться и довериться. Бывают ситуации, когда люди у меня за спиной начинают обсуждать меня не в лучшем свете, а я не могу ничего сказать, так как боюсь, что будет только хуже. Из-за того, что постоянно приходиться сдерживать эмоции, впоследствии начинаю срываться на близких мне людей и остро реагировать на любую ситуацию, выходящую из зоны комфорта. В результате всего этого, появились и проблемы со здоровьем, выражающиеся в постоянных головных болях, усталости, зуде, который никак не проявляет себя ( нет ни пятен, ни раздражения) Как мне кажется, эта проблема возникла из детства, поскольку, что родители, что родственники, постоянно осуждали меня за какие -то непонятные для меня поступки, постоянно говорили мне, что я делаю что-то не так. Отношения с родителями были довольно натянутыми. Они никогда не помогали мне, если возникали проблемы, им постоянно что-то не нравилось, и как бы я ни старалась добиться от них похвалы, по итогу получала лишь недовольство мной и моими действиями. Такие отношения были не только с родителями, но и с бабушками и дедушками. Они также критиковали меня по любому поводу и сравнивали с другими. А в школе так вообще я была белой вороной, поскольку была очень серьёзной и замкнутой, и одноклассники постоянно обращали на это внимание. Мой вопрос заключается в том, как побороть страх осуждения в обществе и научиться высвобождать негативные эмоции.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Пустовойтова Елена Юрьевна.
Анастасия, здравствуйте!
Вы помните о том, что в детстве Вас сравнивали, критиковали и осуждали, заслужить похвалу было практически не возможно и конечно, это повлияло на Ваше самоощущение. Кроме того, страх осуждения, за которым может стоять страх отвержения, это довольно распространенный страх, ведь человек существо социальное и ему очень важно быть принятым обществом. Ведь раньше отвержение социальной группой было практически приравнено к смерти, потому на уровне генетической памяти, осуждения социумом, это довольно страшно.
Однако, времена меняются, Вы уже взрослая и Вы можете сами выбирать и общество, в котором находитесь и отношение к себе, верно? А согласны ли с тем, что страх, что Вас будут осуждать и определенное отношение окружающих к Вам, частично зависит от внутреннего напряжения? Вы напрягаетесь, ожидаете худшей оценки и от этого ведете себя не естественно, чем провоцируете определенное отношение к себе, верно?
Это означает, что что в первую очередь нужно сделать? Сначала нужно согласиться с тем, что уже не нуждаетесь в одобрении и похвалы родителей и родственников, так ведь? Затем , признать, что уже взрослая и даже не смотря на то, что в детстве не получили то, что было необходимо - поддержку и одобрение. То сейчас уже можете сами себе это дать, согласны?
А затем, научиться видеть в себе положительные стороны. Прямо таки усилием воли находить в себе качества и поступки, которые заслуживают уважения, ободрять себя, хвалить и замечать хорошее в себе.
И обязательно начинать выражать свои эмоции и чувства. Начать говорить окружающим, что Вам нравится, а что нет. И быть готовой услышать в ответ их пожелания и быть готовой отреагировать на их пожелания.
И конечно, следующий шаг будет умение расслабляться. Вы описываете уже следствие эмоционального напряжения - головные боли и зуд. Здесь получается, что с этой проблемой нужно справляться , можно обратиться к психотерапевту и получить назначения. Однако и самостоятельно надо учиться снимать напряжение. Если чувствуете злость или агрессию, проявите ее адекватным способом, можете нарисовать, написать все на что злитесь, сказать человеку, который вызывает такие эмоции, обсудить с ним чтобы ваши границы не нарушались. Если другие эмоции, подумайте, как их можно выразить.
Вспомните, что дает Вам эмоциональное расслабление. Может прогулки, бег, плаванье, а может интересная книга, танцы или что-то еще . Пользуйтесь этим.
Что же касается прошлого опыта, то самостоятельно я бы не рекомендовала с ним работать, это лучше делать с психологом, лично или онлайн. Для самостоятельной работы я дала выше рекомендации.
С уважением,
Елена