Тревога вечная, слезы, страх смерти близких.

Вопрос психологу:
Тревога, бессонница, страх смерти. Боюсь смерти близких. Все время ночью плачу. Тревога и тошнота. Депрессия по ночам. Нет сепарации с мамой. Когда она живет со мной ругаемся, когда уезжает- сразу тревога грусть и хочется чтобы жила с нами. У меня 4 ребенка, муж. Вечная паника за их здоровье и жизнь, вечная тревога за маму. Хочу чтобы мама была всегда со мной рядом. Чувство печали по ночам, сейчас сижу и плачу, тревога в душе невыносимая. От тревоги и депрессии болит живот и мучаюсь тошнотой. Хочу спать, физически тело устает ужасно а мозг не засыпает. Плачу и уже слез не осталось. Я жила в нормальной семье, все хорошо было. Не было ничего жуткого и страшного, грустных историй. Не знаю корень своего страха. Может потому что знаю что смерть постигнет каждого и оттуда жуть идет. Страшно и тревожно . Не было ничего плохого ни со мной ни с близкими, не понимаю почему эта вечная тревога и жуть. Уже не могу от слез и депрессии. Хочу к маме жутко хотя она уехала отдохнуть на день и она в порядке. Очень плохо и не знаю что делать. На проф психолога нет денег, подруги хорошие, муж хороший, никто не курит не пьет, не бьет не унижает. Все в жизни прекрасно, кушаю хорошо, одеваюсь не в секонд хенде. Экономлю , но не думаю что это связано с депрессией. Просто страшно и больно мне. Сердце болит и грудь болит от тоски и тревоги. Тревожное состояние когда все трясет. Расслабляюсь медитирую не помогает. Бессонница каждую ночь. Днем как зомби хочу спать но дети не дают. Жутко и плохо помогите.
Автор вопроса: Динара Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Динара! Спасибо, что обратились на наш сайт.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Сам по себе страх смерти – это естественно, в той или иной степени он присущ всем людям. Если мы имеем адекватное представление о мире, то понимаем, что смерть неизбежна и мы, к сожалению, ничего не в состоянии с этим сделать. Из вашего письма я могу сделать вывод, что у Вас не совсем проблема со страхом смерти, а скорее с тем, что за ним стоит. Дело в том, что, работая со страхом к одному из главных критериев относится не убегать от страха, а встретиться с ним лицом к лицу. Четко прорабатывая каждый момент: Что будет если кто-то из моих близких умрет? Что я буду чувствовать? Что будет происходить вокруг? Что Вы будите делать? К кому обратитесь? и т.д. Просто надо быть готовым к любому исходу ситуации, поскольку страх, который Вы испытываете мешает рационально смотреть на вещи, а в Вашем случае еще и мешает удовлетворению Ваших базовых потребностей, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям и нервным срывам. Постарайтесь понять, что Вы боитесь не самого страха смерти, а того, что он принесёт с собой. Так же Вы должны осознать, что Вы уже взрослый, самостоятельный человек, который способен справиться с любой ситуацией и помочь себе. А постоянное убегание от страха только делает его еще более невыносимым и энергозатратным. И чем чаще Вы отгоняете его от себя, тем труднее Вам будет помочь самой себе, и тем болезненнее будут Ваши переживания.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Причин возникновения страха смерти близких очень много. Основными из которых являются травмы и незрелость. Исходя из Вашего письма я склонна предположить, что В Вашем случае основной причиной является незрелость, но поскольку у меня нет возможности задать Вам уточняющие вопросы, я вкратце опишу обе.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Травма – это тяжелое стрессовое состояние, имеющее яркую эмоциональную окраску, которое случилось в жизни, не было разрешено в посттравматический период и имеет фоновое течение и способно влиять на нашу жизнь и здоровье. Травма не обязательно могла случиться с Вами. Ребенок в детстве может столкнуться со смертью близкого человека и не получить поддержку и помощь, а также реального примера как с этим можно справляться. Также ребенок мог увидеть, как сильно повлияло это событие на других людей и испугаться. Вы выросли, но те ощущения беспомощности ребенка остались.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Незрелость – это другой вид причины, которая может вызывать подобные чувства и страхи. Незрелая личность находится в так называемых созовисимых отношениях со своими близкими. Как правило у человека размыты личные границы, он не может отделить себя от близких, не умеет опереться на себя и жить свою собственную жизнь. В данном случае в качестве помощи необходимо направить свои силы на взросление, развитие автономности и здоровой независимости. В такой ситуации ваш страх – это сигнал о том, что что-то идет неправильно. Ваше подсознание дает Вам знак, что что-то должно умереть чтобы Вы повзрослели. Раньше во многих культурах этап взросления сопровождался различными ритуалами, что несомненно помогало личности осознать и принять свою взрослость. Сейчас ритуалы не проводятся и каждый взрослеет как умеет, даже с помощью таких ужасных страхов, который вызывает наша внутренняя трансформация.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Работа над Вашей ситуацией требует четкого определения причины, поскольку в зависимости от причины и помощь будет оказываться в различных направлениях. При работе с травмой необходим мягкий подход проработки личной травмы, проведение четкой границы или отстройка от травмы. При работе с незрелостью работа должна быть направлена на поддержку инфантильных частей и движение к зрелости.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Вот несколько моих общих рекомендаций, которые помогут Вам сепарироваться от мамы, повзрослеть, и взять на себя ответственность за свою жизнь. И когда Вы осознаете, что Вы взрослая, сильная, самостоятельная личность, которая может взять на себя ответственность за свою жизнь Ваши страхи не будут приносить Вам столько дискомфорта и так негативно сказываться на качестве жизни. Отдельно хочу отметить, что рекомендации носят общий характер и в Вашем случае необходимо разобраться с ситуацией Ваших взаимоотношений с мамой: Почему сепарация не прошла в подростковом возрасте? Кому это было выгодно Вам или Вашей маме? Присутствует ли в ваших взаимоотношениях с мамой зависимость и созависимость? и т.д.
Для начала необходимо признать наличие проблемы. Осознаете несоответствие между возрастом в паспорте и тем на сколько Вы себя ощущаете. Для лучшей наглядности можно взять лист бумаги, разделить его на 2 колонки. В первую записывайте свои черты, которые присущи взрослому человеку. Во вторую то где Вы проявляете инфантильность.
Необходимо нести ответственность за свою жизнь. Это значит, что в принятии решений необходимо в первую очередь полагаться на себя. Взвешивать все за и против, осознать последствия, которые могут последовать за принятием такого решения. Отбросить представление, что что-то вообще априори может решиться само собой, без усилий изнутри. Отследить моменты прокрастинации (психологическая склонность откладывать на потом принятие важных решений) и свести их к минимуму.
Проявлять гибкость в отношениях. Только взрослые люди способны идти на компромиссы. Поиск различных решений, чтобы они устраивали всех главный секрет гармоничных взрослых отношений. Это не означает что надо прогибаться и принимать чужое мнение, чтобы избежать конфликтов. Важно непреклонно, но мягко обозначить свою позицию. В спорах не переходить на личности и уважать мнение собеседника.
Заботиться о потребностях близких. Незрелая, инфантильная личность зачастую эгоцентрична. Такие люди в первую очередь стараются удовлетворить свои желания, забывая об окружающих. Опять же это не значит, что надо сломя голову бежать удовлетворять потребности только других людей, забыв про себя. Здесь надо держать баланс между потребностями других и своими.
Сформированные принципы, ценности и убеждения. В детстве и подростковом возрасте мы часто оказываемся зависимы от мнения других людей. Это лишает их уникальности. Взрослый человек может четко сформулировать свои принципы, ценности и убеждения. Он не станет потакать кому-либо, если это не соответствует его взглядам на жизнь. Он честен с собой, он – настоящий.
Отсутствие предубеждений. Предрассудки сильно ограничивают видение мира. Зрелый человек не будет считать, что он всегда и во всем прав. Он способен прислушаться к мнению других, посмотреть с их точки зрения. Он даже сможет принять непривычное для него убеждение, если аргументация будет достаточно сильна.
Самосовершенствование крайне важно. Вы всегда должны учиться. Не будет момента, когда вы точно сможете сказать, что достигли зрелости. На каждом жизненном этапе вы будете сталкиваться с ситуациями, в которых будете ощущать нехватку опыта. И это нормально. Единственный способ справляться с жизненными трудностями – непрерывно самосовершенствоваться.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ Для достижения необходимого эффекта, необходимо внимательно отнестись к каждому пункту. Нельзя прорабатывать только те элементы, которые устраивают и отбросить все, что не нравится. Только комплексный подход и приложение постоянных усилий способны обеспечить продуктивное развитие личности и достижение желаемого результата.
​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ ​ С уважением, Елена Хиневич.