Страх перед общественным мнением. Как чувствовать себя в обществе свободно?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня такая проблема: я боюсь оценки окружающих, часто идя по улице замечаю как кто-то идёт и смеётся либо сидит компания молодых людей на лавочку я прохожу мимо и они смеются думаю что с меня, хотя выгляжу я опрятно ноги руки не кривые все в порядке, но я почему-то думаю что людям есть до меня какое-либо дело пожалуйста подскажите как избавится от оценки мнения окружающих . Я вообще с юных лет насмешки и прочие неприятные вещи принимала на свой личный счёт, недавно посмотрела на Ютубе видео где говорилось о том, что если человек как-либо на вас реагирует или что-то вам говорит не "то" то к вам никакого отношения может и не иметь это его личное мироощущение и мировосприятие бывает такое что чувствую себя скованно и зажато в новом обществе по причине того что учась в университете не смогла полностью адаптироваться в своей группе можно никто особо не хотел дружить одногруппники конечно мне этот о не говорили, но я думаю что надо мной не раз посмеивались считали странной быть белой вороной в коллективе было не очень приятно думаю здесь играла ещё роль речь манера общения поведение помню что я все время боялась показаться какой-то не такой не могла полностью раскрыться потому как боялась что начнутся шушуканья обсуждения поэтому и сейчас попадая в общество где есть новые люди особо предпочитаю помалкивать чтобы ненароком не задать глупый вопрос или что -то не то сказать веду себя задержано практически не знаю о чем говорить какие можно "нащупать "общие темы для разговора чем человека можно заинтересовать я конечно не мастер коммуникации но всё-таки хочу чувствовать себя в обществе более открыто, свободно без зажимов.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Хиневич Елена Владимировна.
Добрый день, Ольга! Спасибо, что обратились на наш сайт.
Причин, по которым человек страшиться мнения окружающих может быть очень много, начиная от низкой самооценки и заканчивая социофобией. Для начала необходимо разобраться, что именно стоит за страхом негативной оценки, и только после этого можно подобрать эффективные способы преодоления этого состояния. Но тем не менее, не зависимо от причины, страх перед оценкой окружающих зачастую приводит к тому, что человек становится неспособен двигаться по пути реализации своих целей, не может продвигаться по карьерной лестнице, реализовывать себя в отношениях и вообще старается быть незаметным для окружающих. Другими словами, для такого человека каждый новый шаг требует много сил и энергии для того что бы переступить через себя и начать движение.
Страх перед окружающими имеет эволюционные корни. Его первоначальной задачей являлось сохранение жизни. Быть неоцененным членами первобытной стаи было равносильно смерти. В процессе эволюции изменились условия социальной жизни, но корни этих первобытных страхов до сих пор дают о себе знать и оказывают огромное влияние на нашу повседневную жизнь. В процессе той же эволюции были выработаны определенные критерии оценки, по которым люди смогли оценивать друг друга и отмечать то поведение и те реакции, которые были отличными от большинства. Все это было выработано только с одной целью сохранить человеческий род и выжить, и правил всем этим инстинкт самосохранения.
Для начала хочу сказать, что людей полностью не восприимчивых к мнению окружающих практически нет. Все люди в той или иной степени зависят от оценки окружающих. Разница только в том, как воспринимается полученная из вне информация. Реакция на то, как реагируют на нас окружающие и как они воспринимают наше поведение может принимать различный вид, например, при позитивном восприятии это трансформируется в совесть, а при негативном в весьма травмирующий опыт. И этот травмирующий опыт начинает ограничивать нас в нашем поведении, и в нашей коммуникации, мы становимся излишне осторожными, мнительными, тревожными, неуверенными в себе и т.д. И все это в общем мешает проявлению нашего творческого потенциала.
Зачастую излишняя восприимчивость и зависимость от мнения окружающих связана с ограничивающими убеждениями, присутствующими в нашем подсознании. Эти убеждения формируются в детстве и навязываются значимыми взрослыми, которые принимают непосредственное участие в нашем воспитательном процессе. Примерами таких убеждений могут быть следующие высказывания: «Молчи, будь умнее», «Не каждому дано…», «Самый умный, что ли?», «Тебе что, больше всех надо?» и т. д.
Изначальной целью этих фраз было оградить от тяжелых последствий, от поспешных, необдуманных действий. Но время идет, а вместе с ним меняется и структура общества, и ценности, и идеалы. И такого рода выражения начинают выполнять полностью противоположную функцию. Вместо защиты они сами начинают наносить тяжелые травмы.
Найти те ограничивающие убеждения, которые есть у Вас можно путем отслеживания своих мыслей. Например, в тот момент, когда Вам хочется заговорить с человеком, но Вас что-то останавливает постарайтесь отследить о чем Вы думаете в тот момент, какая фраза вертится у Вас в голове. Если Вам удалось найти фразу, то попытайтесь определить чьим голосом она сказана. За любым ограничивающим убеждением стоит личность, которая внесла это убеждение в наше подсознание. Иногда самостоятельно выявить свои убеждения бывает довольно сложно, тогда я рекомендую обратиться к специалисту, который вместе с Вами выявит эти убеждения и поможет с ними справиться.
В борьбе со страхом от мнения окружающих, хорошо зарекомендовали себя когнетивно-поведенческие техники. Я рекомендую попробовать технику «Пошагового риска». Суть его заключается в следующем: К примеру, Вам страшно заговорить с незнакомым человеком. Вы считаете, что если вы начнете разговор с незнакомцем, то он поймет и, более того, скажет в глаза, что вы задаете глупые вопросы и вообще говорите всякую ерунду. Задача состоит в том, чтобы преодолевать страх постепенно, начиная действовать в безопасных условиях. Для начла просто представляйте, как Вы разговариваете с незнакомцем. Представлять необходимо довольно подробно для того, чтобы вызвать необходимые эмоции и состояния внутри Вас. В процессе визуализации спектр Ваших эмоций будет меняться от очень сильного страха до приемлемой формы. Выполнять это упражнение необходимо до того момента пока Вы не перестанете испытывать сильный страх в вашем воображении, затем можно будет переходить к следующему пункту. Постепенно усложняйте задачу, сначала попробуйте заговорить с коллегой по работе с которой/ым Вы общаетесь мало, говорите о нейтральных вещах погода, как добрались до работы, как провели выходные и т. д. Затем можете заговорить с соседом, человеком в очереди и т.д. И так, постепенно, набираясь внутренней решительности, а заодно развивая навык коммуникации с незнакомыми людьми, вы добьетесь состояния, когда вас не будет смущать перспектива поговорить с незнакомцем.
Секрет заключается в том, что пока Вы преодолевали страх и смущение перед разговором с новыми для Вас людьми Вы заодно развивали внутреннюю уверенность и поднимали свою самооценку.
И главное станьте сами для себя лучшим другом, поддерживайте себя, перестаньте критиковать и искать в себе недостатки. Отслеживайте те моменты, когда Вы ругаете сами себя и насильно запрещайте думать о себе в негативном ключе. Ищите в себе хорошие качества. Есть очень хорошее упражнение: возьмите лист бумаги начните писать все что Вы думаете о себе, есть только одно условие на каждое негативное качество в себе Вы должны написать минимум три положительных. Перечитывайте список своих хороших качеств каждый день. Это способствует поднятию самооценки и уверенности в себе.
Преодолеть страх перед оценкой окружающих можно, если «смотреть в глаза своему страху»: делать то, что страшно, начиная с наименьших страхов и постепенно двигаясь к повышению сложности. Развивать способность к самоподдержке и уверенности, одновременно отключить излишнюю самокритику. Удачи вам и смелости во всех делах!
С уважением, Елена Хиневич.