Чувство контроля дыхания и частая зевота.

Вопрос психологу:
Здраствуйте, что со мной такое в конце декабря я как то лежал просто на кровати сидел за телефоном и неожиданно резко подскочил будто удушье нехватка воздуха и мурашки в голове и дрожь в ногах и вот после этого уже 6 месяцев не проходит чувствую дыхание и постоянная зевота проходит это когда выхожу на улицу или что то делаю смотрю телевизор или за компьютером но вот в спокойном обычном состоянии зевота и кажется дыхание я сильно понервничал в с ноября и по январь эти 2 месяца у меня были сильно стрессовыми и вот один раз был случай стучался в квартиру один неадекватный бунтарь готов был чуть не убить ломился в квартиру и в этот день у меня и случилась паника удушье нехватка воздуха и сколько я еще недели две отходил не есть не мог не делать вышивал ходил и в подсознании так и осталось боязнь вообще то это у меня началось еще с 15 года потом прошло и опять случилось в 17 году потом в 18 году но это длилось не больше недели но вот в этот раз в 20 году в декабре все и уже 6месяцев в 18-19годах проходил медицинские обследование все в норме и легкие и сердце были давление 130 на 80 но при этом все равно не проходит.
Автор вопроса: Артем Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Мирончук Юлия Александровна.
Здравствуйте, Артем! Давайте разбираться в вашей ситуации.
Похоже, в 2015 году случилось некое событие, которое было для вас очень стрессовым и спровоцировало появление симптома удушья (нехватки воздуха).
Поэтому попробуйте вспомнить, что это было за событие. Там была непосредственная попытка удушения или в переносном смысле было что-то такое, что сковывало, не давало вздохнуть (как пример: просроченные долговые обязательства, по которым уже идут грабительские проценты и поэтому вам кажется, что вы не можете свободно вздохнуть). Или может быть из-за стресса произошла нормальная реакция организма – выброс адреналина, ускорение внутренних процессов организма, а для них нужно больше кислорода, отсюда ощущение, что имеющегося кислорода недостаточно. Но на это наложился ваш страх, что воздуха не хватит, поэтому возник спазм и проблема с дыханием.
Похоже, дальше этот симптом закрепился и стал срабатывать на какой-то определенный триггер, напоминающий о первоначальной стрессовой ситуации. Например, случай, когда кто-то агрессивный ломился в вашу квартиру, усилил уже сложившийся ранее симптом нехватки воздуха.
А ваш страх пережить удушье усиливает проявление этого симптома. Получается такой замкнутый круг: боитесь - провоцируете симптом - он наступает - страх усиливается - симптом усиливается.
Отследите и выясните, на какой триггер у вас активируется симптом удушья. Вы что-то услышали, увидели, подумали, почувствовали запах и т.п. Оно ведь не начинается просто так, это реакция на что-то происходящее с вами в этот момент.
Вы пишете, что когда за компьютером или смотрите телевизор, то проблемы нет. Похоже, в этот момент вы отвлекаетесь от привычного хода мыслей и окружающих вас условий, расслабляетесь, тревога уходит, симптом выключается.
Тогда вопрос: что за мысли у вас, когда ничто вас не отвлекает, и что вызывает у вас состояние тревоги, когда вы просто дома находитесь?
Зевота – это с одной стороны ощущение, что воздуха недостаточно, и таким образом вы его набираете побольше, а с другой стороны зевота – это способ расслабляться в состоянии сильной тревоги. Т.е. можно сказать, что в вашем случае зевота – это как бы начало симптома удушья, такой облегченный его вариант.
Отсюда вопрос: что происходит в момент, когда вы начинаете зеваете? Если тревожитесь – о чем, какие мысли в этот момент в голове? Или действительно в помещении душно и банально организму не хватает кислорода?
Выяснив истоки проблемы (первоначальная стрессовая ситуация), триггер (что запускает симптом), причины тревожности (мысли, окружающая обстановка), можно с ними работать.
Первое - снизить тревожность, тогда уменьшается страх и уменьшается проявление симптома. Если дело в окружающей обстановке, значит нужно внести такие изменения, чтобы вам было спокойно там находиться. Если дело в конкретных мыслях, тогда нужно тренироваться сразу останавливать их ход, можно выписать их и переформулировать в позитивном ключе. И тогда в следующий раз, когда запустится негативных ход мыслей, сразу заменить их на позитивный (можно в этот момент читать с бумажки позитивные формулировки).
Второе: узнав, что запускает симптом (триггер), постарайтесь это исключить из вашей окружающей среды, а в дальнейшем вы можете потихоньку тренировать себя: запускать триггер и стараться не реагировать на него. Например, у вас появляется сильный страх, а за ним ощущение нехватки воздуха, когда вы слышите собачий лай. Значит, можно попробовать так: выходите на улицу (на улице ведь вам спокойно), идете к месту, где выгуливают собак, и слушаете, как лают собаки. Отслеживаете, что ничего страшного с вами не происходит, расслабляетесь. Потом пробуете слушать собачий лай в помещении. Отслеживаете, что ничего страшного с вами не происходит, расслабляетесь. И так потихоньку тренируетесь на реагировать, не поднимать в себе тревожность. В какой-то момент то, что было триггером, перестанет вас беспокоить.
Третье: выяснив, какой была стартовая ситуация, запустившая формирование симптома удушья, вы можете проработать ее самостоятельно или с психологом. Если кратко, то нужно понять, что именно было страшно, что происходило в теле, что помогло тогда справиться с ситуацией и выявить в себе то, что поможет вам, случись такое же сейчас. Во время такой проработки скорее всего будет много тяжелых эмоций, поэтому лучше все-таки это делать в присутствии специалиста.
И хочу сказать, что в целом вам стоит обратиться за полноценной консультацией к психологу и пройти курс терапии, учитывая, что проблема существует уже несколько лет и проявление симптомов становится все более длительным.
Ну а как экспресс-метод облегчить или временно убрать симптом – это выйти на улицу или переключить внимание на телевизор/компьютер. Зная это, вы можете сознательно помогать себе, когда почувствуете себя плохо. Но это временное решение, а с проблемой все же стоит серьезно поработать. Это и качество жизни улучшит, и позволит избежать появления в будущем проблем со здоровьем.
Желаю вам преодолеть свою проблему и жить полноценной жизнью!