Боюсь конфликтов, всегда их избегаю, не могу отстоять свою точку зрения из-за ступора.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 25 лет. Каждый день я сталкиваюсь со своими страхами, даже там, где им неоткуда взяться. Когда я иду на почту, я начинаю переживать, вдруг мне попадётся кассир, который нахамит мне без причины или высмеет. Заранее, у меня учащается сердцебиение, дышать становиться очень трудно, появляется тремор рук и ног. Но я все равно продолжаю ходить именно на эту почту, стараюсь смотреть страху в лицо, что бы избавиться от него. Недавно, когда мои соседи очень шумно себя вели, я твёрдо решила - пойду и разберусь! Решимость у меня есть, а вот действия так себе( Я поднялась к соседям, очень настойчиво стучала и т.д, я делала это уверенно и одновременно мне было нечем дышать от страха, сердцебиение, тремор конечностей. К моему, счастью, мне никто не открыл) а если бы открыл- у меня сил осталось только делать вдох, и точно не общаться! Состояние было предобморочное. Где я хоть немного чувствую, угрозу или опасность, я не я ?
Когда я вижу своих знакомых, я тоже начинаю переживать, волноваться. А вдруг, он/она со мной заговорит, или скажет что то не приятное. Когда кто-то имеет иную точку зрения от моей, я сдаюсь. Из головы вплетают все слова и аргументы. Я чувствую себя беспомощной ! Я боюсь смотреть людям в глаза (посторонним, малознакомым). Иногда кажется, будто все смотрят на меня и обсуждают (здравый смысл говорит, что никому до меня нет дела). Страх перед людьми, социумом - мешает мне жить спокойно и без лишних волнений. Эта неуверенность мешает мне в работе. Чувствую себя трусливой зайчихой. Которая или не имеет своего мнения или очень боится его озвучить. А вдруг то, а вдруг это… оказавшись дома, я не понимаю почему промолчала / и понимаю одновременно, ибо а что тут сказать, когда дышать нечем, руки трясутся, горло пересохло. Пожалуйста, скажите, неужели это может длится бесконечно ?
Автор вопроса: Галина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Плескач Богдан Вадимович.
Уважаемая Галина!
Придерживаюсь мнения, что описанные Вами затруднения (тревога/ступор, когда нужно высказать свое мнение и потребности) связаны с тем что когда-то в прошлом Вы были в определенной ситуации, когда с Вашим мнением не считались или Ваше мнение казалось (Вам самой казалось) неправильным, ущербным.
Психологическая помощь в таких ситуациях может включать такие составляющие (все вместе, одновременно):
1. Работа с психологом направленная на проработку травмирующего события. Тут может быть множество подходов и техник: глазо-двигательная техника (EDMR), НЛП-техники (например, кинотеатр), осмысление через создание или восприятие произведений творчества, интерпретации от психотерапевта направленные на принятие и осознание и т.д. Например, в фильме "Управление гневом" использовали достаточное вульгарное объяснение причины нерешительности главного героя.
2. Поведение направленное на получение нового опыта. Например, Вы пишите, что стараетесь смотреть страху в лицо. Вы же знаете, что человек учится. И если Вы получите позитивный опыт (про то, что можете отстаивать свое мнение) то, скорее всего им будете пользоваться в дальнейшем. Новый опыт Вы сможете получить, когда: 1) Вы будете отстаивать свое мнение и при этом 2) испытывать минимум тревоги (для этого нужно использовать специальные техники расслабления), после чего 3) Вы получите радость от того что у Вас получилось отстоять свое мнение и Вы достигли успеха.
По этому, Вы двигаетесь в правильном направлении пытаясь «смотреть страху в глаза», однако, Вам перед тем как заглянуть страху в глаза нужно немного расслабится и успокоится (например, выполнить технику «Безопасное место»). Другими техниками, которые позволят снять тревогу могут быть: аутогенная тренировка, визуализации, мышечная релаксация.
3. Тревога у Вас сопряжена с некими пессимистическими идеями. Например, Вы пишите: «вдруг мне попадется кассир, который нахамит …». Было бы целесообразно такие пессимистические идеи замечать (как будто, бы отмечать ярлыком) и избегать размышлений (тормозить) в этом направлении. Так как подобные идеи искаженно описывают реальность.
Наиболее благополучно и эффективно работать с Вашими жалабами Вы можете обратившись за консультацией к психологу. Подход, который психолог применяет может отличатся от того, который мной предложен. Также, Вы можете искать в интернете названия техник, которые я упомянут.
Еще добавлю, что когда Вы сообщаете свое мнение по рабочим вопросам Вы помогаете руководству лучше понять проблему в том или ином деле. Сообщать свое мнение нужно для того, чтобы достигнуть большего, двигаться вперед.
Рекомендую Вам ознакомится с произведением Ф.М. Достоевского «Идиот» - так как главному герою также свойственны тревожные сомнения и что из этого вышло? Кстати, фамилия главного героя князь Мышкин, немного похоже на ту аналогию, которую Вы используете для себя, ассоциируя с зайцем.
Также, Вы можете узнать себя и возможно получит какое-то новое понимание проблемы из таких фильмов: 1. «Управление гневом», 2003 год, в главной роли Э. Мерфи; 2) «Анонимные романтики», 2010 год, реж. Ж-П. Амери; 3) «Король говорит!», 2010 год, в главной роли К. Ферт.
Надеюсь, что смог Вам помочь, с уважением Б.П.