Страх выйти на улицу. Как справиться?

Вопрос психологу:
Страх выйти на улицу, ноги начинают трястись и не слушаться, охватывает ужас, охота убежать, бросает в дрожь, голова кругом, не могу сосредоточиться, и кажется, что сейчас случится что-то страшное со мной или я упаду в обморок, перед глазами начинает всё плыть .Дошло до того что я даже в магазин не могу сходить. Не могу работать, встречаться с друзьями, просто не могу выйти даже постоять возле подъезда. Дома тоже иногда бывают приступы головокружения но я сразу ложусь либо держусь за что нибудь и вроде становиться лучше. Настраиваю себя что сегодня мне нужно перебороть себя и выйти на улицу, но начинаю прокручивать в голове маршрут и как мне становиться плохо, и даже от этих мыслей, потеют ладошки, ноги предательски не слушаться, и опять слезы, и жалость к себе. Я как в замкнутом круге!!! Кажется что это будет продолжаться вечно, что никто мне не поможет, Начинаю срываться на мужа и требую что бы он мне помог. Не могу никуда выйти, плачу целыми днями и жалею себя, когда нахожусь Что мне делать?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Лихошерстова Полина Александровна.
Здравствуйте, Татьяна!
Прежде всего хочу отметить, что с вами все в порядке. Так иногда бывает, что мы попадаем в ловушку нашего сложного ума. Вы пишете, что вам кажется, что вы в замкнутом круге. Давайте вместе попробуем найти из него выход. К сожалению вашем письме не так много информации о предыстории. Я не знаю как развился ваш страх. Я могу предположить, что в вашем прошлом опыте было какое-то активирующее событие, которое спровоцировало развитие этого страха. Я предлагаю сейчас взять листик и ручку и попробовать для себя записать ответы на вопросы, которые вы прочитаете в моем ответе ниже. Для начала ответьте себе на вопрос: чего вы на самом деле боитесь? Что самое страшное может произойти с вами, если вы выйдете на улицу? Насколько ваш страх реалистичен?
Так часто бывает, что однажды получив какой-то травмирующий опыт мы начинаем избегать его повторения и начинаем избегать его с такой силой, что это превращает нашу жизнь в борьбу с тем, что гипотетически может случиться. Таким образом мы попадаем в замкнутый круг избегающего поведения. Избегание - это естественный процесс для нашего организма, даже амеба стремится уйти из неприятной среды в более приятную. Избегание отлично работает для внешней угрозы. Когда на нас нападает хищное животное - естественная реакция убежать. Однако избегание не работает для внутреннего опыта, потому что чем сильнее мы концентрируемся на том, чтобы не чувствовать что-то, тем сильнее становится это переживание. (может быть вы помните шутку из детства: “не думай о белой овце”. Попробуйте специально в течение минуты не думать о белой овце и проверьте насколько это получится. Наш мозг работает с помощью ассоциативного мышления, поэтому нам сложно не думать специально о чем-то). По тому же принципу для вас улица ассоциативно связана с каким-то пугающим для Вас опытом. И порой единственный шанс разорвать этот порочный круг это перестать избегать и столкнуться с ним, чтобы получить другой опыт.
Подумайте, чего вы хотите избежать оставаясь дома. Работают ли для Вас те стратегии которые вы используете сейчас, чтобы справиться со своим страхом? И я предлагаю записать вам все, что вы делаете, чтобы не сталкиваться со страхом и всеми его проявлениями в теле: головокружением и т.д. Напротив каждого пункта отметьте, помогает ли это вам чувствовать себя лучше в долгосрочной перспективе? Там, где вы написали “нет” - запишите, как этот способ отражается на вашей жизни (сколько отнимает ресурсов: временных, материальных, отношений, самооценки).
Скорее всего, вы выясните, что что-то для Вас работает и помогает справится со страхом но на короткое время, но в долгосрочной перспективе то же самое поведение существенно может повлиять на качество вашей жизни.
Какие тогда могут быть альтернативы?
Прежде всего вы можете нормализовать то, что с вами происходит - головокружение, слабость, тревога, - это естественная реакция Вашего организма. Но в вашем случае они возникают в ответ на “внутреннюю угрозу”. Кога вы верите идее, что что-то страшное может случиться с Вами на улице - тогда она ловит Вас на крючок и заставляет бороться с этим страхом или избегать его. Когнитивно поведенческая терапия предлагает метод экспозиции в работе с фобиями. Это когда вы градуированно увеличиваете воздействие стимула (к примеру сначала человек обдумывает как он выходит на улицу, когда для него это становится проще -он выходит за дверь, потом в подъезд, потом стоит возле подъезда и только потом предпринимает попытки пойти на прогулку).
Также, вам стоит обратиться к психиатру (может быть онлайн для начала). Дайте себе необходимую поддержку, чтобы справиться со своей ситуацией. Психиатр поможет вам разобраться в том, что с Вами происходит, он может выписать Вам препараты, которые будут помогать вам справляться с тревогой.
Подводя итог, что вы можете попробовать, чтобы выйти из замкнутого круга:
- Обозначить для себя, какие мысли вас цепляют на крючок и заставляют испытывать все сложные переживания, которые вы описали выше. Записать эти мысли и проверить их на реалистичность.
- Проанализировать, насколько работает для вас то, что вы делаете сейчас и чего вам это будет стоить в долгосрочной перспективе, если Вы продолжите это делать.
- Подумать какие у вас есть альтернативы. И что Вы можете начать делать по-другому. К примеру, изучить свой страх и понять, как происходят эти процессы в вашем теле и уме.
- Скорее всего на этом пути Вам понадобится поддержка, поэтому Вы можете записаться на прием к психиатру и начать работать с психологом.
Надеюсь, мой ответ поможет вам прояснить для себя ситуацию. Спасибо за обращение, всего доброго!