Как побороть чувство навязчивой грязи.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! С детства я была чистоплотной девочкой, люблю убираться чтобы дома была чистота и порядок. Год назад я родила, очень долгое время мой ритм жизни был работа-дом, и впервые я нахожусь постоянно дома, так как родила. Снимаем квартиру, и когда родила с нами начал жить брат мужа и его друг в соседней комнате. До декрета, я жила полной жизнью, могла гулять, а как родила, начала каждый день протирать полы, держать квартиру в чистоте и начался мой кошмар. С новорожденным ребёнком, у меня появилось чувство навязчивости, везде я видела грязь, все к чему прикасаюсь, сразу мою руки. Брат мужа начал после работы приходить и не мыл руки, я чувствовала отвращение, от него шёл неприятный запах и он трогал моего ребёнка, из за этого начался весь мой кошмар, после схода туалета он не мыл руки, пил чай, готовил, всю посуду приходилось перемывать после него, и он съехал наконец, и сломался унитаз, 4 раза приходили сантехники и каждый раз после них я перемывала все, в последний раз когда чинили унитаз, вся ванная была в извините за выражение в д..е, я была в такой истерике, с ребёнком 4 часа перемыла все, и после этого я не могу заходить в ванную, все время кажется что это прилипло мне на ноги, хотя я в тапочках и постоянно ношу носки, чтоб снять после ванны, не могу сесть в унитаз, после посещение унитаза если не искупаюсь я не могу выйти из ванной, я так устала от таких мыслей, не могу гулять, как выхожу на улицу чувствую что грязно вокруг и приходятся мыться сразу, приходя домой, мой муж ругает и думает что я сошла с Ума! Очень хочу жить полной жизнью. Как мне перебороть и жить нормально как раньше?
Автор вопроса: Зарина Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Зарина, здравствуйте!
Сама по себе чистоплотность - это признак культуры современного цивилизованного человека. Все мы с детства знаем, что нужно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой, надо мыть фрукты и овощи, ведь эти правила написаны ценой жизни миллионов людей, кто пострадал от инфекций, эпидемий.
То есть, Зарина, следить за чистотой нормально, это не только можно, но и нужно делать. Другой вопрос, когда эта нормальная потребность превратилась в фобию. То, что Вы описываете, похоже на мизофобию – страх перед грязью, навязчивая потребность мыть себя и всё, с чем Вы соприкасаетесь. «Перебороть это» через одну дистанционную консультацию вряд ли получится. А вот понять, откуда это появилось в Вашей жизни и зачем, попробуем.
Вы пишете, что с детства были чистоплотной, то есть это отчасти является особенностью личности. Вам это раньше не доставляло неудобств?
Потом Вы родили ребёнка, сели дома и (цитирую) «я впервые нахожусь дома, мы снимаем квартиру, с нами начал жить брат мужа и его друг в соседней комнате, я начала каждый день протирать полы, от брата мужа неприятный запах, после работы и туалета он не моет руки, берёт ребенка, готовит еду».
В этой части письма есть несколько важных моментов.
Женщина после родов под воздействием гормональных изменений действительно становится более чувствительной к вкусам, запахам, прикосновениям, звукам. В дикой природе самки, защищая детёныша, не подпускают к нему никого, ведь самцы часто убивают детёнышей, чтобы иметь возможность оставить своё новое потомство.
У вас активацию защитного инстинкта могли включить несколько факторов: стресс от родов (женщина чувствует себя незащищённой, когда она с маленьким ребёнком), чужая квартира (чужая территория, чужие правила), проживание в квартире посторонних мужчин (классическая реакция защиты детёныша), активизировалась собственная травма детства (пугающие воспоминания, связанные с болезнью), активизация страхов заражения, культ чистоты и средств дезинфекции (через рекламу, СМИ, новости).
В основе любой фобии – страх, тревога, стресс. Чтоб снизить уровень стресса, человеку нужно физически что-то делать, чтобы мышцы «сожгли» адреналин, кортизол. Вы пытаетесь снизить накал тревоги через бесконечно повторяющиеся действия – трёте тряпкой по полу, по дверным ручкам, мылом по своим рукам и т.д.
У Вас создаётся иллюзия, что этими действиями Вы защищаете себя от угрозы. Но угроза не в микробах и грязи, иначе Вы бы успокаивались после уборки. Просто Вам кажется, что этот страх именно перед грязью – это и есть ошибка мышления. Опасность так и остаётся в Вашей голове, потому что она не имеет отношения к грязи и мытью, то есть это потребность не в чистоте, а потребность чувствовать себя защищённой, потребность контроля над ситуацией.
Я предложу Вам список вопросов, которыми проведу Вас по воспоминаниям, ощущениям. Пожалуйста, развёрнутые ответы выписывайте на листок, чтобы получился рассказ. Потом Вы его перечитаете и многое станет Вам понятным.
1) Когда Вы впервые почувствовали, что не можете как прежде контролировать свою жизнь? Почему?
2) Кто вторгался в Вашу жизнь, присутствовал помимо Вашего согласия?
3) Что Вы могли бы назвать навязанным Вам извне? Кем?
4) Есть ли кто-то в семье, кто также чистоплотен, как Вы, или, напротив, пренебрежителен к гигиене? Какие у вас отношения?
5) Что для Вас значат слова: грязь, грязное, загрязнение? Что именно чаще всего Вы считаете грязным?
6) В каких ситуациях Вы могли подумать о себе плохое? За что Вам бывало стыдно?
7) Что именно Вы ощущаете, в какой части тела, на что это ощущение похоже, когда чувствуете потребность начать мыть пол, руки и т.д.? Какие мысли возникают при этом?
8) Что облегчает Ваш дискомфорт? Что усиливает? Почему?
9) Выбранная Вами тактика «мыть всё» даёт Вам ощущение безопасности? На сколько времени обычно хватает одного мытья до следующего желания?
10) Что такого может случиться, если Вы и дальше пойдёте на поводу у ситуации, будете мыть всё чаще и больше?
11) Что такого случиться, если Вы станете мыть руки не при первом желании, а, например, только по необходимости: после посещения улицы, туалета? Если будете мыть пол один раз в два дня?
12) Как и чем фокусировка на страхе грязи помогает Вам в жизни?
13) Можете ли Вы согласиться с тем, что ритуальный метод «мыть всё» в целом Вам не помогает? Вы можете действительно отмыть всё раз и навсегда? Почему тогда повторяете ритуал?
14) Какую реальную проблему вы игнорируете через бесконечное мытье? О чём на самом деле Вы беспокоитесь? Что Вы на самом деле хотите контролировать?
15) Вы умеете экологично справляться со своими негативными эмоциями (гнев, страх, вина, стыд, обида)?
Попробуйте провести эксперимент. Дайте себе обещание, что честно будете выполнять задание хотя бы одну неделю. Минимальный срок для коррекции привычки – 21 день.
Заведите тетрадь, в которой будете записывать свои ощущения и мысли. Всякий раз, когда Вы почувствуете потребность помыть что-то, СНАЧАЛА Вы будете брать тетрадь и фиксировать в ней следующую информацию: *время начала записи, во сколько возникло ощущение; *какова его интенсивность по шкале 0-10; *что этому предшествовало (разговор, действие, эмоция); *в какой части тела возникло ощущение, на что похоже; *какие мысли были в голове; *в конце записи зафиксируйте время; *снова оцените уровень интенсивности по шкале 0-10 после записи.
Дайте себе физическую нагрузку, чтобы сжечь гормоны стресса, пойдите с ребёнком гулять на улицу. Ваша задача – постепенно осознанно увеличивать время, которое пройдёт до следующего мытья.
Зарина, всё, что Вы описали в письме, может быть проявлением не только мизофобии, если в ближайшее время состояние не будет корректироваться Вами самостоятельно или симптомы начнут усиливаться, то стоит лично обратиться к психотерапевту, чтобы определить, требуются ли фармакологические препараты.
С уважением,
Наталья
По вопросам индивидуального приёма - смотрите контакты в личном кабинете на этом сайте. Оставляйте через Вотсап письменную заявку на консультацию +7 (девять два пять) 525 0023, телеграм: psycholog1909