Навязчивый страх. Не могу уснуть, пока не укрою ухо одеялом.

Вопрос психологу:
Сразу прошу прощения за орфографию - русский язык не родной. Ситуация следующая - не могу уснуть, пока не укрою ухо одеялом. Смешно? Мне тоже...было, лет 25 тому назад. Отец принес домой видеокассету с мультфильмами. Предупредил, чтобы маленький я (6-7 лет) не смотрел их слишком долго. Жили мы рядом, но в разных домах, он с мамой в одном, я с бабушкой - в другом. Мультики я смотрел до 12 ночи (вроде даже до 1 часа ночи). Проснулся от того, что кто-то дергал меня за ухо. Прошло 25 лет, а фобия осталась и я укрываю ухо каждый раз на протяжении четверти столетия. Особо мне ничем не мешает, но думаю расскажу возможно у кого - то есть нечто похожее. Фобия никак не влияет на жизнь, ничем не помогает и не мешает, просто выработался рефлекс - пока не укрою - не усну. Несколько раз пробовал "сопротивляться", ничем хорошим не закончилось - не спал всю ночь. Хотел бы услышать несколько дельных советов - не про детские травмы, и не про "найти кассету и пересмотреть". Клин клином не выбивают - хотелось бы реальной помощи.
Автор вопроса: Иван Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Абдулина Юлия Александровна.
Здравствуйте, Иван!
Прежде всего отмечу следующее. Вот у человека есть некая сложившаяся ситуация. Если она не приносит ничего негативного, он на нее скорее всего даже внимания не обратит. Если же она приносит нечто негативное, то, с большой долей вероятности он захочет ее изменить. Но, чтобы изменить какую-то ситуацию или решить проблему, придется приложить усилия. Ситуация должна вызывать у человека сильные дискомфорт и напряжение, а проблема - быть действительно серьезной проблемой, доставляющей немало неприятностей, чтобы человек был готов прикладывать усилия к ее решению. Причем все эти дискомфорты, напряжения, неприятности должны быть значительно больше, чем дискомфорт, напряжение, которые возникают от приложения усилий для изменения ситуации и решения проблемы. Надеюсь, не очень запутано и в целом это понятно - для изменений нужны усилия, но «затраты» не должны превышать ожидаемую пользу, иначе стараться не захочется попросту. Вы написали, что Ваша фобия в целом Вам никак жить не мешает, ничего не дает, ничего не отнимает. Возможно, напряжение от нее действительно не то, чтобы браться и что-то менять, по крайней мере, пока. С другой стороны, Вы уже предпринимали некоторые попытки и сейчас обратились за помощью, значит, что-то здесь все же есть, чем-то она мешает. Возможно, в какие-то моменты она становится более дискомфортной и именно это стимулирует Вас к новым попыткам избавиться от своей «фобии». В таком случае стоит понять, когда и почему «фобия» становится проблемой, что за этим стоит, это поможет понять, что делать дальше. Поскольку об этом информации у меня сейчас нет, то сложно дать какие-то более-менее конкретные варианты действий в этом случае.
Далее, если проблема не беспокоит, но все же хочется что-то поменять, то можно попробовать, но исходя из того, что Вы описали, хороших, четких рекомендаций, пожалуй, мне дать не удастся. Тем не менее, во-первых, «проработка описанной детской травмы» Вам, действительно, мало что даст. Подобные вещи имеют смысл тогда, когда человек озвучивает некую проблему, не знает, с чем она связана, мы работаем, ищем причину, случайно, неожиданно для клиента находим некий случай, который был в его жизни, затем был вытеснен из сознания (он о нем забыл надолго), но сейчас, когда человек его вспомнил, он вызвал у него огромное количество негативных эмоций. Да, здесь стоит прорабатывать травму, и одно это уже может изменить ситуацию/решить проблему и пр., и то не всегда. Если же человек хорошо помнит случай, но при этом, рассказывая о нем, чувствует себя вполне спокойно, то шанс тут что-то «исцелить» нулевой.
Во-вторых, да, некоторые травматичные случаи из жизни могут менять наше поведение, формировать какие-то особые «привычки», которые кому-то кажутся странными, смешные и т.д. Но со временем, если они ничем не подкрепляются, обычно они исчезают сами. Бывает, что в некоторых случаях этого не происходит (по крайней мере, мы не можем понять, чем же они все-таки подкрепляются), и «привычки» остаются. Тогда, чтобы от них избавиться, надо действовать как с любой вредной привычкой - принять волевой решение о твердом намерении от нее избавиться и следовать ему день за днем. Здесь важно именно то, что сформировавшуюся 25 лет назад и закрепившуюся за это время привычку быстро не поменять, потребуется далеко не одна ночь попыток уснуть, не накрыв ухо одеялом. Вы написали, что уже пробовали это, но я не поняла, как долго длились такие попытки. Если одну-две ночи, то такого срока мало для изменения «закоренелой» привычки. Если же Вам хватило выдержки на месяц, каждый день подряд Вы пробовали, но не получили желаемого результата, то тут уже все же скорее есть что-то, что способствует удержанию привычки, но пока оно скрыто от Вас и Вам не ясно. Тогда в первую очередь стоит обратить внимание на то, что конкретно происходит ночью, когда Вы «сопротивляетесь» своей фобии, не укрываете ухо и не можете уснуть: о чем думаете, какими ощущениями и эмоциями это окрашено для Вас, что Вы чувствуете и пр. Возможно, сейчас Вы даже не сможете четко ответить на эти вопросы, ответы на них надо «отлавливать» непосредственно в моменте ночью. Но эти ощущения, эмоции и мысли помогут понять, что происходит, что может подкреплять такую привычку-рефлекс сейчас, и, возможно, подтолкнут к идее, что делать дальше. Но, повторюсь, фобия должна реально беспокоить, чтобы осознанно пытаться с ней таким образом разобраться, понимая, что придется несколько ночей не спать и днем потом испытывать неудобства от этого. Не каждый человек пойдет на это. Подумайте, насколько это надо Вам.
В-третьих, на самом деле, к психологу редко обращаются с тем, что никак не влияет на жизнь. Обычно идут с тем, что мешает. В очень редких случаях бывает так, что у человека все отлично во всех сферах жизни, но расти и развиваться надо, и тогда он начинает обращать внимание на те моменты, привычки, ситуации, которые в целом не приносят ему проблем и сложностей, но он видит в них для себя потенциал для дальнейшего развития и совершенствования. Вот в таких случаях бывают обращения к психологу по проблемам, которые многие не оценивают как проблемы вообще. Возможно, это как раз Ваш случай. Но бывает и другое. У человека есть некая большая, серьезная проблема, которая приносит ему много дискомфорта и даже страданий, но он не осознает ее до конца или не готов с ней столкнуться и начать решать. Тогда он начинает обращать внимание на более мелкие и несерьезные проблемы и именно с ними приходит к психологу. Значительно позже, в процессе работы с психологом такой человек понимает, что же его беспокоит на самом деле и зачем он обратился к специалисту. Сложно сказать, как часто это случается. Я не пытаюсь сейчас «навязать» Вам мысль, что у Вас есть какие-то серьезные проблемы (я слишком мало о Вас знаю, чтобы делать хоть какие-то выводы на этот счет), просто я пытаюсь объяснить, сколько совершенно разных вариантов бывает, чтобы Вы уже смогли сами понять, что может как-то к Вам относиться, а что точно не про Вас.
Иван, я понимаю, что мои рекомендации довольно «размытые», неконкретные и, пожалуй, я больше дала информации к размышлению, чем каких-то реальных советов для решения Вашей проблемы, но сложно сказать что-то более четкое и не ошибиться, т.к. информации о Вас все же не так много. Не стесняйтесь, ниже оставить комментарии или прояснить какие-то моменты, если возникнут дополнительные вопросы. Надеюсь, что мой ответ все же поможет Вам разобраться с Вашей фобией.
С уважением,
Юлия Абдулина