Страх, что меня заменят на работе или в личной жизни.

Вопрос психологу:
Добрый день, уважаемые психологи) Хотела бы получить Вашу консультацию по следующему вопросу. Мне часто кажется, что меня могут заменить. Особенно боюсь быть замененной на работе. Поэтому я всегда рвусь выполнять все поручения, не могу расслабиться в отпуск, мне кажется, что я пропускаю что-то глобальное, я выйду и буду не в курсе, а зачем такой работник нужен. Поэтому отпуск для меня - некоторый стресс. Определенная логика в страхе, все же есть: согласитесь, зачастую можно найти человека из всего многообразия людей, который лучше со всем справляется. И поэтому тебе приходится соглашаться, улыбаться и тд, чтобы даже ни у кого мысли не было о том, чтобы заменить. Я иногда прихожу в недоумение, когда некоторые коллеги высказывают свои недовольства относительно поручений напрямую руководителю, я думаю: "так он же их может заменить, как они не боятся остаться без работы". Для меня это страшно, я боюсь, что могу не найти работу (хотя допускаю, что можно пойти в тот же магазин и выполнять работу, связанную с физическим трудом, но тем не менее это будет шаг назад, и я боюсь не найти работу, которая меня будет устраивать. Текущая - устраивает процентов на 50: не совсем устраивает зарплата и однообразные функции изо дня в день. Хочу найти что-то другое, попробовать, но боюсь, что будет хуже.
В личной жизни - также затишье. Я боюсь, что откроюсь человеку, а он, пусть и через время, уйдет, найдет кого-нибудь другого. Это будет просто крах для меня. Тот, кому ты верил, так с тобой поступил. И я буду винить не того человека, а себя, что это я не досмотрела, не старалась больше его узнать, не предвидела и тд. И получается, образно говоря, я хочу нырнуть в море, но стою на берегу и боюсь это сделать: меня могут унести волны, вдруг будет глубоко и тд. Я все это понимаю, но просто не знаю, как можно пуститься в эти "волны" и жить без этого страха, ведь я сама отвечаю за свою жизнь, и поэтому мои действия должны быть выверены.
P.s. детство, скорее, было травматичным, были аналогичные ситуации, когда самые близкие показывали свои предпочтения другим, оставляли один на один с собой, со своими решениями, поэтому доверие к миру было утеряно еще в юном возрасте. Да и вообще по своему характеру, я, скорее, больше люблю позицию, когда ты один и за себя в ответе. Но этот страх уже становится навязчивым, а как избавиться - пока не нашла способ) Спасибо)
Автор вопроса: Елена Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Федорова Елена Анатольевна.
Елена, добрый день.
Тревожные мысли по поводу предполагаемых событий, страх оказаться «не на высоте», боязнь предпринимать какие-либо действия, заранее прогнозируя худший сценарий развития ситуации – это симптомы тревожности.
Тревожный человек всегда стремится предупредить варианты развития событий, проконтролировать свои действия (или действия других), постоянно домысливает и представляет в воображении, что может пойти не так. И Вы правы, это мешает расслабленно и позитивно смотреть на многие ситуации, лишает чувства доверия к этому коварному миру, а, вместе с этим, и многих возможностей себя проявить.
Бытует такая шутка, что для руководителя тревожный человек – наилучший работник, ответственный и неконфликтный! Боится не выполнить в срок, перепроверит тысячу раз правильность выполнения работы, всегда приходит вовремя, боится быть уволенным. Казалось бы, тревожный работник – идеальный работник. Но… я бы назвала такого сотрудника просто удобным: не спорит с начальством, может сделать работу сверх своих должностных обязанностей, подменить заболевшего, «войти в положение» и прочее.
Таким образом, тревога мешает человеку проявить свое «Я»: обозначать при надобности свои потребности, интересы, права, заявить о своей позиции. Страх быть уволенным принуждает не спорить, соглашаться, не проявлять характер или свои желания, идущие вразрез требованиям или просьбам начальства.
В личной и общественной жизни выстраивается такое же "угождающее" либо избегающее поведение: чтобы не разочаровываться в партнере – лучше не заводить отношений или выстраивать такое поведение, чтобы партнер был всем доволен; чтобы не утонуть – лучше совсем не плавать и т.д.
Здесь еще примешивается такое когнитивное искажение, как персонализация - когда чужое поведение рассматривается как следствие собственных действий и поступков: все, что происходит в моей жизни – всё из-за меня! Я – причина всех событий: недостаточно старалась, неправильно себя повела, сама виновата. Хотя в жизни множество ситуаций, контролировать и повлиять на которые мы никак не можем.
Все это в совокупности лишает человека уверенности в себе, заставляет осторожничать на пустом месте, находиться в плену у долженствований и гиперконтроля.
Есть несколько способов скорректировать свое мышление и поведение. Один из самых распространенных – «экспозиция» (термин, использующийся в когнитивной терапии тревожных расстройств и при работе со страхами). Метод предполагает сознательное взаимодействие с тревожащими ситуациями, чтобы испытать и целиком принять все возникающие эмоции, чувства, реакции и убедиться на опыте в безопасности всего, что так катастрофизировал долгое время.
Экспозиция может осуществляться и в мыслях: например, можно представить, что из-за невыполнения требований на работе Вас уволили. И что вы будете при этом делать? Какие чувства испытывать? Как будете «выкарабкиваться» из этой ситуации, какие действия предпринимать? Что при этом разрушится и будет катастрофичным, а что сможете легко пережить и пойти дальше? Действительно ли это будет катастрофа, или просто Вы так воспринимаете?
Или, например, влюбитесь и начнете встречаться с человеком, который потом изменит. И, что произойдет при этом? Как Вы будете действовать, что чувствовать? Как переживете этот негативный момент?
Другими словами, важно раскрутить этот страх до конца, логически предусматривая разные варианты. Чтобы убедиться, что всё, что может произойти – не так уж смертельно для Вас и Вашей психики, что из любых ситуаций можно выйти достойно, с минимальными потерями, либо, даже наоборот, приобретением новых возможностей.
Еще один метод – работа с мышлением, собственными когнитивными (мысленными) установками, их изменение на более адаптивные.
Например, при имеющейся установке долженствования (должна выполнять работу хорошо и вовремя, должна работать сверхурочно, должна молчать, если что-то не устраивает и т.д.) важно менять свое внутреннее отношение ко многим явлениям в своей жизни на формулу «хотелось бы», «могла бы, но не обязана». Технически можно реализовать этот метод, заменив слово «должна» на слово «хочу». Хотите ли Вы выполнять поручения, которые не входят в должностные обязанности? Хотите ли поработать сверхурочно? Хотите ли подменить работника, ушедшего на больничный? Прямо буквально, прислушиваясь к своим собственным ощущениям и желаниям, а не ко внешним просьбам или требованиям.
Елена, эффективнее взаимодействовать со своей тревогой, трансформировать установки, формировать позитивное мышление - совместно с психологом. Приглашаю Вас на онлайн-консультацию. Телефон и WhatsApp: +79049884083.
Желаю Вам успехов.