Страх, что время летит ужасно быстро.

Вопрос психологу:
Доброе время суток. Меня зовут Алина. Мне 29 лет. Я нахожусь в браке и имею двоих деток (девочка 4 года и мальчику 2 года). Последние пол года каждый день ловлю себя на мысли, что время летит ужасно быстро. Мне уже скоро 30 лет. Родителям 50 лет. Мы живем в другом городе ( за 200 км) и из-за этого получается приезжать редко (раз в месяц/два месяца). Страх потерять родных из-за того, что время летит с космической скоростью. Переживаю, что нет возможности помочь им, мало времени им уделяю. Ведь когда их не станет, я буду винить себя, что мало времени с ними провела, что редко привозила им внуков.
И ладно, чтоб эта мысль была мимолётной, но она может не покидать меня часами. Очень переживаю, что что-то могу не додать своими детям - время, любовь и ласку. Очень переживаю, что Старшая дочь с появлением брата думает, что мы стали любить ее меньше. Времени на младшего ребёнка и правда уходит очень много! Он у нас практически не разговаривает и я пытаюсь больше заниматься с ним, развивать его речь. Подскажите пожалуйста, как бороться с этим страхом?
Автор вопроса: Алина Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Алина, здравствуйте!
Это классический пример того, что навык и умение жить в состоянии "здесь и сейчас" актуален, как незаменимое терапевтическое средство.
Фиксация себя, своих чувств и эмоций, мыслей, образов на моменте проживания - очень действенный способ привести в порядок свою психику.
Дело в том, что ощущение "слишком быстро летит время" - один из показателей того, что уровень тревожности выше нормы. А это в свою очередь говорит об общем уровне стресса.
Чем больше общая тревожность, тем быстрее для нас течёт время. Кажется, что от понедельника до понедельника проходит один день, пролетают месяцы, не успеваешь оглянуться, как год прошёл.
Дни похожи один на другой, бесконечные задачи и способы решения этих задач, поиск, конкуренция, противоречия в желаниях, целях, ощущение того, что слишком много уходит сил, обида и злость... Кажется, что чем дальше, тем тебя всё меньше стараются понять! Даже не понимают, а стараются.
У Вас многозадачность налицо:
- разновозрастные дети (но оба мелкие и реально требующие внимания и сил);
- родители (ещё не старые, вовсе не старые), но по которым Вы скучаете, которых Вы любите и чувствуете, что и им требуется Ваше внимание;
- есть ещё наверное и личная жизнь, и профессия, и своё здоровье, и свои желания?
В-общем, всё как у всех, но с учётом Вашей индивидуальности.
Если подходить к вопросу с позиции гуманистической когнитивной психологии, то я бы Вам посоветовал обратить серьёзное внимание на расстановку приоритетов, в иерархии которых Ваши собственные потребности и желания должны занимать ведущее место!
Мы часто растворяемся в детях, близких, в любви, переживаниях, болезнях, напрочь забывая о том, что наши собственные потребности тоже заслуживают внимания. Ну хотя бы потребность в отдыхе, потребность в поощрении, подтверждении и т.д.
Внутренняя пружинка сжимается всё сильнее, ощущение восстановления и присутствия сил всё слабее и - и сил сдерживать внутреннюю пружинку терпения и стрессоустойчивости уже нет. Пружинка не может сжиматься бесконечно и разжимается она в виде срывов, болезней, неврозов и психозов, критических состояний и переживаний.
Откуда же брать силы и как восстанавливаться?
1. Отдыхать. В самом прямом смысле слова. Гулять, спать ложиться вовремя, высыпаться. Я бы сказал, что режим дня здесь - самое важное. Нормальный и неизменный режим дня! Это будет устойчивой и надёжной структурой Вашей жизни. Именно режим дня частично удовлетворит одну из базовых потребностей, удовлетворения которой Вам не хватает, - потребности в безопасности! И это только Ваша задача.
Как это делается? - Просто планируйте завтрашний день с учётом всех "вводных". Если ничего особенного нет, то просто живите по устойчивому и постоянному распорядку дня.
И дальше - придерживайтесь этого распорядка. Смотрите, чтобы у Вас было время - ВНИМАНИЕ:
- ВЫПИТЬ ЧАШКУ КОФЕ ИЛИ ЧАЯ С ВКУСНОЙ КОНФЕТКОЙ;
- ПРИЛЕЧЬ ХОТЯ БЫ НА 10 МИНУТ, ВЫКЛЮЧИВ ВСЕ ЗВУКИ, УБРАВ ОСВЕЩЕНИЕ;
- СЪЕСТЬ МОРОЖЕНОЕ В ОДИНОЧЕСТВЕ;
- ПРИВЕСТИ СЕБЯ В ПОРЯДОК;
- СДЕЛАТЬ ЛЁГКУЮ ЗАРЯДКУ;
- СДЕЛАТЬ МЕДИТАЦИЮ;
- СДЕЛАТЬ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ...
И всё в таком духе.
Но это должно быть только Ваше время!!! Не больше 5-10 минут каждые 3 часа.
Вы должны научиться хвалить себя. Постоянно!
Сделали что-то - скажите себе :"Кто молодец? - Я молодец!"
Не сделали - то же самое!
Хвалите себя за всё и не ждите похвалы извне!
Ничего страшного, если Вы работаете! Потрудитесь - подумайте, как Вам составить распорядок дня! Проявите фантазию. Это полезно.
Старайтесь как можно чаще сосредотачиваться на ощущениях тела. Где напряжение, что болит, где напряжения не хватает - сканируйте себя! И параллельно находите комфортные для мышц движения, позиции, ощущения! Люди это делают автоматически. Но Вы станете это делать осознанно!
Осознанность, фиксация внимания на своих состояниях в настоящий момент, дисциплина помогут Вам справиться со стрессами.
Если мыслить рационально, то Вам бояться нечего: молодые родители, дети, которые растут, возможность уделять им внимание и т.д. Это же очень хорошо!
Усталость, эмоциональность и психологическую чувствительность никто не отменял. И чтобы не страдать, надо вовремя реагировать.
А ещё - ищите источники получения положительных эмоций! Ведь они есть! Вспоминайте, что Вы любили или любите до сих пор, и выводите это на актуальный действенный уровень.
И страх "убегания времени" пройдёт. Вы просто станете более зрелым и устойчивым человеком.
Пишите! А. Журавлёв