Боюсь спать одна, страх темноты.

Вопрос психологу:
Я росла в православной семье, в которой часто рассказывали про бесов, мол, они невидимые, но они всегда рядом. Отец, бывало, говорил, что он видел кого-то ночью в темноте. Я с детства боялась спать ночью, несмотря на то, что ночевала в комнате еще с двумя детьми.
Лет в 9 мне тоже начало что-то "мерещится" в темноте. Первый раз я видела две темные фигуры на соседней кровати, она смотрели на меня и будто о чем-то переговаривались. У них страшно горели глаза и я точно могу сказать, что я в этот момент не спала, я могла шевелиться и позвать родителей, но боялась того, что они будут меня ругать и поэтому молча с ужасом смотрела на эти фигуры пока в комнате не стало рассветать. Такое случалось еще несколько раз и сопровождалось еще и звуками. Я убеждаю себя, что это все моя фантазия, но тот животный страх, который я тогда испытала не позволяет мне смахнуть все на мое "разыгравшееся воображение".
Прошло время, я давно не верю ни в бога, ни в черта, но этот страх темноты, того что я могу там что-то увидеть, он не исчезает. Каждая ночь очередная пытка для меня. Скоро мне предстоит жить одной и этого времени я жду с ужасом, потому что кажется, как бы я не пыталась увещевать себя и смотреть на этот страх со взрослой позиции, моя память и воображение сильнее меня и все время готовят для меня новые фокусы. Сейчас я не могу даже спать одна в комнате, несмотря на то, что на соседней кровати будет спать человек. Помогите, пожалуйста, советом, как вести борьбу с этим страхом?
Автор вопроса: Алена Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Елена.
Здравствуйте, Алена!
На самом деле страх темноты, распространенный страх, в темноте теряются очертания предметов, и "разыгравшееся воображение» может напугать ребенка или впечатлительного взрослого. Учитывая, что Вам с детства транслировалось «часто рассказывали про бесов, мол, они невидимые, но они всегда рядом. Отец, бывало, говорил, что он видел кого-то ночью в темноте», то безусловно, дорисовать в темноте что-то ужасное очень легко.
Можно попробовать поисследовать этот страх, рассмотреть его как симптом, а симптом всегда выполняет какую-то положительную функцию, но иногда функция выполнена, а симптом не ушел и тогда надо понять, что этот симптом уже не нужен. Ну, например, это хорошо понятно на примере, когда родители, говорят дочери, только в «подоле не принеси» (про беременность без брака), и этот страх «принести в подоле» в итоге может превратиться в бесплодие, без очевидных физиологических отклонений, и потом человек уже в браке, но симптом продолжает выполнять свою функцию…
Есть такое упражнение – «разговор с симптомом». Надо занять удобное положение тела, стараясь ровно дышать, закрыть глаза и представить симптом «страх темноты», в виде чего-то, что придет в голову. Расспросите это что-то, для чего он приходит? Какая функция этого страха? Отчего он мог уберегать тогда, но сейчас это уже не нужно? Например, может быть, хотелось внимания родителей? Или хотелось «увидеть» то о чем говорил отец? Подумайте, что тогда могло так Вас связать с этим страхом.
И еще, страх темноты, это страх неизвестности, это животный инстинктивный страх из древности, раньше это был вопрос жизни и смерти, тогда в темноте могла таиться реальная опасность. Но сейчас мы ощущаем лишь отголоски нашего первобытного состояния, а на самом деле никакой опасности нет. Но я Вас прекрасно могу понять, я сама, когда нахожусь в полной темноте, чувствую себя некомфортно. Начните с эмоциональной гигиены перед сном - без крепкого чая или кофе, гаджетов, разговоров по телефону, теплая ванна, свежая постель, хорошая подушка и т.д, оставляйте ночник или свет в соседней комнате, и - не фокусируйтесь на борьбе с этим страхом, как бы смиритесь, что он есть. Вот он есть, а вы не паникуете, а живете дальше, пусть пока с ночником, постарайтесь перед сном думать о чем-то приятном. Будут лезть мысли "побояться", а Вы в обход – свои "приятные", не зацикливайтесь, пробуйте переключить внимание. И будьте бережны с собой, если своими силами не получается справиться, то возможно надо обратиться к психологу очно.