Страх смерти близких, как избавиться от навязчивых мыслей?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ещё с 13-ти лет беспокоят навязчивые мысли о смерти близких людей. Сейчас у меня есть ребенок и периодически возникают беспричинные мысли о том, что он может умереть, что с ним может что-то случиться. Не знаю, как избавиться от этих мыслей и не хочу гиперопекать ребенка, делая ему хуже от моих переживаний. В прошлом чуть не потеряла младшего брата, когда у него в горле застряла конфета, после чего боюсь допустить подобное с сыном. Понимаю, что это, возможно, детская травма, но что с этим делать? Зачем-то представляю разные ситуации, в которых умирают родные и близкие, происходит это бесконтрольно, после чего начинаю плакать. Я понимаю, что рано или поздно мне придется с этим столкнуться, но лишний терзать себя этим не хочется. Никаких смертельных заболеваний ни у кого нет, ничего, что бы предвещало внезапный уход близких, однако мысли сами лезут в голову и чтобы от них избавиться, приходится прилагать немало усилий, что не всегда получается. Это повышенная тревожность или просто фобия, от которой не избавиться? Немало нервов на эти мысли трачу.
Автор вопроса: Симона Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Симона, здравствуйте! Спасибо за вопрос.
Сложно по письму определить точно уровень тревожности и уж тем более диагностировать фобию. Для этой цели советую обратиться на прием к психологу.
Но думаю, что это тревожность. Не буду читать лекцию про различие страха и тревожности, про пользу страха для жизни. По этим темам написано много статей.
Вы пишите, что все происходит бесконтрольно. НО!!!! Ваши мысли это не Вы! Вы управляете своими мыслями, а не они Вами. Важно отслеживать свои мысли и сознательно и при помощи воли менять их. Здесь чистая механика и привычка.
По поводу ситуации в детстве. Вам важно проработать ее, перепрожить. Возможно, что у вас до сих пор осталось чувство вины теперь вы хотите все и всех контролировать. Важно отпустить вину. Возможно, что тогда вы подавили чувство страха и оно ушло глубоко в подсознание. Важно его перепрожить, а для начала признать его. признать что вы боитесь, признать, что не все подвластно вашей воле, что все возможно. в жизни бывает многое и отлично если научиться это принимать, так есть (как дождь и солнце, ветер).
Что может помочь со страхами (у меня есть статья, где я даю много упражнений, можно почитать):
встреча со своим страхом (желательно под присмотром психолога) - прожить свой самый страшный страх, даже преувеличить его, отплакать... и отпустить, т.е. представить, что это случилось. НО затем важно представить счастливую картину, чтобы не закреплять негатив.
Придумайте кино про свое беспокойство и/или нарисуйте картину/напишите рассказ. Чтобы избавиться от нее, надо с ней разъединиться. Например, можете представить свои мысли в виде сцены из фильма/картины, рассказа. Вообразите свой страх, а вы сидите в зале и спокойно наблюдаете за происходящим. Затем можно наблюдать, как пленка этого фильма сгорела, экран становится все тускнее и тускнее и пропадает изображение, картину можно замазать, написанный рассказ порвать.
Можете написать четкие инструкции при каких обстоятельствах, что делать. Вы вооружены, вы подготовлены. вы сможете сделать все, что от вас зависит.
Медитируйте. Когда хочется взять под контроль то, что контролировать нельзя, вы напоминаете тонущего человека, который в панике молотит руками по воде. Это совершенно бессмысленно. Лучше представьте, как вы лежите на воде, раскинув руки, и расслабленно созерцаете плывущие по небу облака. Парадокс: когда вы отдаетесь во власть момента, чувствуете, что можете контролировать больше.
Когда отлавливаете мысли, то сразу переключайтесь. здесь поможет спорт, музыка, помогает чтение, отслеживание дыхания, мечты о позитивном.
Вместо того чтобы представлять, какими ужасными могут быть мысли в вашей голове, стоит остановиться и подумать примерно следующее: «Так, снова/опять эта мысль. это уже было, мне это не надо, мне это надоело. ты всего лишь мысль, а не часть меня». и начать думать о другом.
Вы обязательно справитесь!
Желаю Вам успеха!