Привычка ковырять. Хочется красивых ногтей и красивой кожи.

Вопрос психологу:
У меня с детства привычка сдирать болячки, сухие губы, ногти. Сейчас мне 29 и привычка никуда не делась. Я уже замечаю процесс когда я это делаю, но сложно контролировать и не делать, остановиться. Это происходит Когда я о чем-то задумаюсь, решаю в голове задачи, лежу, размышляю и всё- руки ищут и находят себе поле для активных действий. Я отследила, что мне ,во-первых, нравится процесс. Во-вторых, таким образом избавляюсь от несовершенств, негладкой кожи.
Я понимаю, что это возможно из-за запретов в детстве на выражение негатива. Я росла в семье без чувства безопасности, отец бил маму, мама жертва и треугольник Карпмана во всей красе.
Мне мешает эта привычка, но с ней справиться самостоятельно я не могу. Я хочу от этой привычки избавиться раз и навсегда) есть ли какие-то методы избавления, перенаправления внимания? Я уже обращалась с этой проблемой, но результатов не последовало. Мне как раз посоветовали негатив экологично испытывать. Но проблема осталась, а мне хочется красивых ногтей и красивой кожи.
Автор вопроса: Наташа Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Здравствуйте, Наташа! Мне жаль, что у Вас было такое тяжелое детство((( Детские травмы всегда нам аукаются во взрослой жизни((
То, что Вы описываете - ковырять болячки, сухие губы, ногти - относятся к расстройствам контроля импульсов. С ними, действительно, сложно справиться.
Часто может возникать стыд за такое поведение, за то, что его не побороть, что оно доставляет удовольствие. Нужно проявить терпение к себе, сочувствие, дать себе время.
В любом случае не стоит ругать себя! Не помогает также самонаказание (бить себя по рукам, например). Вы таким образом справляетесь с напряжением, эмоциями (не обязательно только негативными). Кто-то ногти грызет, кто-то пуговицы теребит, кто-то волосы на палец накручивает. Это нормально!! Вы нашли для себя такой способ справляться с различными внутренними процессами.
Более глубоко и системно мы можем это проработать в процессе когнитивно-поведенческой терапии. КПТ очень хорошо справляется с такими задачами. Для самостоятельной работы могу порекомендовать следующее.
Да, Вы правы - такое поведение проявляется не круглосуточно, активизируется в определенных ситуациях. Помимо того, что Вы написали - «когда я о чем-то задумаюсь, решаю в голове задачи, лежу, размышляю», - могут также возникать при стрессе, во время чтения, при ответах на электронные письма или вечером под одеялом. Оно становится автоматическим, выходит за пределы нашего контроля. Важно перевести его на сознательный уровень. Тогда легче с ним справиться.
Начать стоит с мотивации. Если нет достаточной мотивации, сложно что-то изменить. Задайтесь вопросами:
1. Что я получаю от этого? (например, Вы писали Вам нравится процесс, то есть получаете удовольствие от него, избавляетесь от несовершенств, негладкой кожи и т. д.)
2. Чего это меня лишает? Какие негативные последствия?
И, Наташа, имейте в виду, возможно, преимущества перевесят. Такое тоже бывает.
Просто понаблюдайте за собой. Поизучайте, как все происходи. На этом этапе не пробуйте себя контролировать. Только исследуйте и записывайте в таблицу.
Столбец 1. Ситуация
Столбец 2. Эффект (в том числе количественный или сколько времени потратили)
Также Вы можете поинтересоваться у людей, которым Вы доверяете, когда и в каких ситуациях по их наблюдению проявляется Ваше поведение. Вообще здесь хорошо бы найти союзника, который сможет Вас поддержать.
Также помогает в моменте (когда себя поймали на нежелательном поведении) задать себе вопрос: чего я сейчас избегаю? Какого опыта? И постараться прожить его. Если это эмоции — погрузиться в них, если мысли — дать себе возможность обдумать их, направить на них внимание, осознать. И Вы заметите, что именно мысли и вызывают эмоции.
Важный момент - мы не можем просто что-то просто убрать из нашей жизни. Т.к. это поведение выполняет какую-то важную функцию для Вас. Необходимо понять, какую. Что еще может эту функцию выполнить?
Необходимо (если необходимо) заменить поведение, которое не нравится, на поведение, которое не наносит вреда. Элементы ошибочного поведения (поднесение рук к лицу и ковыряние) должны разорваться. Важно, чтобы содержание нового поведения имело взаимное сходство со старым. Например, сначала пальцы, как это характерно для Вашего поведения ковыряния, должны направляться к лицу. Затем они намеренно и целенаправленно перенаправляются к уху или нос либо на другой определенный пункт. Движение к новой цели выполняется с определенным напряжением мышц и ускорением. Необходимо несколько раз в день в полном осознании и типичной обстановке воспроизводить новое расцепляющее поведение. Новая последовательность поведения должна проводиться, по крайней мере, 5 раз подряд, в течение 2-3 минут несколько раз в день.
Новое движение не должно причинять вред! Если ковыряние будет заменено, например, обгрызанием ногтей, то нельзя говорить об эффективном лечении.
Наташа, не ожидайте слишком быстрого эффекта. Будьте терпеливы к себе и снисходительны! Справиться с расстройством контроля импульсов сложно, но возможно!!