Боязнь высказать своё мнение и отстоять свои права.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как справиться со своим страхом.
Я боюсь отстаивать своё мнение, хотя и понимаю, что ничего не случится, и это моя жизнь, и я имею право на своё мнение. Например, при увольнении с работы я боюсь начать разговор об этом с работодателем и сказать, что меня не устраивает и я хочу уйти. Начинается паника, а что скажут, а как отреагируют, а если я покажусь глупой со стороны и т.п. И начинает трясти внутри. Так касаемо любого вопроса. Возможно это идёт с детства.
Меня пытаются переучить и мой молодой человек меня поддерживает, говоря о том, что не нужно никого боятся и нужно говорить то, что меня волнует или не устраивает, но понимать я понимаю, а сделать ничего не могу.
И также надоела моя роль жертвы, если так можно сказать. При устройстве на работу я всегда говорю себе, что сейчас я не дам себя в обиду и надо показать себя и свой характер с первого дня. Но с первого дня я просто тихий, «удобный» человек, на которого можно повесить все и я буду молча выполнять свою работу. После чего, этим начинают пользоваться. Так и в жизни.
Подскажите, как мне избавится от роли жертвы и начать не боятся высказываться?
Спасибо.
Автор вопроса: Анна Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Чепелев Никита Сергеевич.
Здравствуйте, Анна! Вы абсолютно правы! Это определенно идет из детства, и для решения вашего вопроса нужно будет постараться вспомнить ваше детство, и проработать все то, что всплывет в Вашей памяти. Это очень здорово, что у Вас есть кто-то, кто Вас поддерживает, это на самом деле очень ценно! Очень важный момент, я понимаю, что Вы очень устали от этого, но не пытайтесь стать другим человеком за 1 раз. Вы долго живете жизнь именно таким способом, это своего рода привычки, которые складывались на протяжении 2 х с лишним десятилетий и так просто их поменять, к сожалению, не получится. Вы только будете расстраиваться, что у Вас не выходит, а не выходит у Вас не потому, что Вы не способны что-то поменять, а просто потому, что это длительный процесс. Когда давно не занимаешься спортом нельзя приходить в зал и сразу брать большие веса, скорее всего Вы получите травму, с Вашим вопросом точно так же, все надо делать постепенно и по чуть-чуть.
По поводу страха очень важно понять и почувствовать то, что страх, и то, чего Вы боитесь - это не то, что произойдет на самом деле в реальности. Это фантазия по поводу будущих событий, причем фантазия всегда с плохим (страшным) исходом. Вы боитесь не того, что произойдет в реальности, вы боитесь того, что Вы нарисовали в Вашем воображении. У вас может не быть четкой картинки того, что произойдет, точнее Вы можете ее не видеть, но она всегда есть, и эмоция - это реакция именно на нее. Самое первое, что нужно начинать делать это подружиться с Вашим страхом. Это может оказаться непросто. Что я имею в виду под словом подружиться. Вы должны позволить себе чувствовать страх и как бы это не звучало не испытывать страх перед страхом. Это первое с чего стоит начинать. Когда Вы хотите кому-то что-то ответить и начинаете бояться не думайте о том, чтобы попытаться сломать это чувство, перешагнуть его и через силу ответить. В первую очередь дайте себе его чувствовать и осознайте, что это просто эмоция, это не реальность. Эмоции своего рода приборы, прочить которые интуитивно может каждый, это их функция. И если прибор правильно не откалиброван – он может показывать неправильные значения. Очень важно не бояться показаний этих приборов.
Когда Вы привыкнете к своему страху и перестанете его бояться, тогда можно начинать пробовать высказываться и отстаивать свое мнение. Здесь тоже не ждите быстрых результатов, это, по сути, освоение нового навыка, такого как, например, вождение автомобиля. Для того, чтобы усвоить новый навык нужно много практики и тренировок. И так же очень важно по чуть-чуть, пробуйте что-то очень малое и наблюдайте за реальностью, соответствует она Вашим страхам или нет. Со временем Вам станет делать это проще и страх будет становиться меньше.
Но это технические моменты, так же, я рекомендую Вам обратится к психологу, если у Вас есть такая возможность, чтобы проработать все то, что привело к Вашему страху. Это тоже поможет его ослабить.
Удачи, Вам Анна, убежден, что со временем у Вас получится преодолеть Ваш страх и Вы сможете отстаивать себя и свое мнение!