Мне кажется, что я причиню себе вред.

Вопрос психологу:
После сильного и длительного стресса связанного с угрозой для жизни у меня появились острые боли в сердце и навязчивая мысль, что у меня может случиться инфаркт. Прошла все обследования, сердце в норме, все анализы в норме. С большим трудом удалось убрать навязчивые мысли о болезнях сердца и связанные с ними панические атаки. Но вздохнуть спокойно не получилось. Меня очень сильно напугал сумасшедший в городе, случайно попавшийся мне на глаза. После болей в сердце у меня появилась деперсонализация и страх сойти с ума. Я все время прислушивалась к себе, в голове проносилось страшные и пугающие мысли о том, что я могу причинить себе вред, ткнуть пальцем в глаз или же начну вести себя как сумасшедшая. Мысли всплывают как картинки и мне кажется, что я силой воли сдерживаю себя, чтобы не навредить себе. Мне всегда было легче среди людей, нравилось находиться в обществе, а теперь я не могу выйти на улицу из-за того, что боюсь причинить кому-то вред. При малейшем волнении проносятся странные мыли, будто я начну громко смеяться и выкрикивать глупости. Я схожу с ума? У меня шизофрения на фоне стресса? Уже не могу нормально кушать и спать, после этих мыслей мне хочется забиться в угол и рыдать. Помогите пожалуйста! Что со мной?
Автор вопроса: Виктория Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Виктория, добрый день!
Примите сочувствие по поводу Вашего состояния ((( Такие симптомы действительно очень пугают. Сразу хочу сказать, что Вы не сходите с ума! На основании той информации, которая у меня есть, могу предположить, что это просто паническое расстройство.
Паническое расстройство - это панические атаки (ПА) + страх, что в любой момент может случиться паническая атака. ПА - это приступ страха по поводу собственных физиологических и психологических реакции на определенные ситуации, по сути это страх собственных ощущений.
Основной критерий - мучает ли Вас страх, что снова случится ПА, и будут какие-то ужасные последствия (сердечный приступ, обморок, потеря контроля и др.). Человек при этом постоянно прислушивается к себе, нет ли связанных со страхом симптомов - сердцебиения, головокружения и т.д.
Отличие панического расстройства от изолированной фобии в том, что опасными представляются не внешние факторы (высота, пауки, змеи….), а внутренние - собственная реакция разума и тела.
Помимо симптомов, которые Вы перечислили — деперсонализация, страх смерти, страх потерять контроль, - могут быть еще такие, как тремор, учащенное сердцебиение, нехватка воздуха, тошнота, потливость, звон в ушах, озноб или жар.
И да, Виктория, это действительно очень страшно!
Первая паническая атака обычно происходит на фоне постоянного эмоционального или физического напряжения, усталости, патологической тревоги или в результате проживания какого-то сильного стресса (смерть близкого, расставание, болезнь). А ПА это уже как следствие, когда организм, психика не справляются с нагрузкой.
Что же делать?
Вы уже проделали важную работу — прошли обследование, сдали анализы. В первую очередь, необходимо исключить связь возникающих симптомов с другими заболеваниями - проблемы с сердцем, сосудами, лёгкими и др.
Также стоит проконсультироваться с психотерапевтом или психиатром (или хотя бы неврологом). Он поставит правильный диагноз и при необходимости назначит медикаментозное лечение.
Более эффективной работа с паническим расстройством будет при участии психолога, когнитивно-поведенческого терапевта. Она позволит предотвратить рецидивы, даст возможность справляться без фармпрепаратов.
Виктория, паническое расстройство - это не пожизненный приговор. Это то, что можно изменить. Важным шагом на этом пути будет осознание и принятие трех основных идей:
1. Паническая атака всегда ограничена во времени. Она не будет длиться вечно и утихнет сама по себе, даже если Вы вообще ничего не будет делать.
2. Вы не сойдете с ума от ПА!
3. Вы не умрете от ПА! Да, это не очень приятно. Но Вашей жизни, Вашему здоровью ничего не угрожает.
Книги, которые могу порекомендовать: «Свобода от тревоги» Р.Лихи, «Счастливая жизнь без ПА» П.Федоренко
В заключение хочется обратить внимание на два важных момента. Во-первых, паническое расстройство, как и любое другое тревожное расстройство, не является психическим заболеванием. Во-вторых, оно излечимо.
Всего Вам наилучшего!
С уважением и заботой,
психолог, когнитивно-поведенческий терапевт Юлия Кунтыш