Я постоянно боюсь, что что-то произойдет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, так как у нас сейчас не простое время и естественно опасное, то прилететь может в любой момент, я нахожусь в одном из этих мест, в смысле обстреливаемых, конечно не на столько как в других районах, но все таки. Я постоянно боюсь что что то произойдет, как мне кажется то ли навязчивый страх, то ли характер такой, как это в себе побороть или может чтобы проявлялось не так интенсивно, мест то безопасных нет, конфликт везде настигает каждого, я не исключение из правил как говорится. Порой даже негативный взгляд у меня на происходящее бывает и наружу выходит, я имею ввиду что могу другим людям ныть что ой как боюсь, страшно, да зачем оно надо идти куда то в такой обстановке по бытовым делам своим, в тот же магазин. Может есть какой то способ как это проработать или еще что нибудь, говорят де что мысли материальны, вот думаешь, думаешь, что что то не ладное произойдет и происходит. А как это смягчить в себе , чтобы постоянно не сидело и не давило подсознательно, ой, кошмар, ужас, бежать надо куда глаза глядят.
Автор вопроса: Дарья Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Кунтыш Юлия Олеговна.
Дарья, добрый день! Да, сейчас очень непростое время — наша базовая потребность в безопасности нарушена. Испытывать по этому поводу смешанные чувства — ужас, страх, беспомощность, злость - совершенно естественно. Хочется выразить Вам поддержку и сочувствие!(((
Когда возникают такие ситуации, то активизируется страх смерти. Побороть страх смерти невозможно. Тем более что появление этого страха вызвано реальной угрозой Вашему здоровью. Все по-разному пытаются справиться с этим. Кто-то обсуждает с друзьями, кто-то находит опору в религии, кто-то идет к психологу, кто-то читает книги на эту тему.
Мы не можем избавиться от страха смерти, но что можно сделать, чтобы снизить его интенсивность? Разделить ответственность. Понять, на что я могу здесь повлиять, а на что точно нет. Что зависит от меня, что нет? Это сфера, которую мы не можем на 100% контролировать. Мы точно не можем это остановить, повлиять на политические решения правительства и т. д. Но есть кое-что, на что мы можем влиять:
1. например, позаботиться о себе насколько это возможно — ограничить количество выходов на улицу (если там опаснее, чем дома), мне кажется, вполне разумным
2. сосредоточиться на задачах настоящего момента;
3. примириться с неопределенностью;
4. переосмыслить наше отношение к тому времени, которое у нас есть, начать ценить каждую минуту нашего существования. Например, подумать, как можно распорядиться нашим временем наиболее эффективно — возможно, больше внимания уделять близким, саморазвитию, обучению, творчеству, хобби…. Направить куда-то накопившеюся энергию.
Стоит также избавиться от руминаций (навязчивых мыслей). С их помощью мы пытаемся найти смысл в происходящем, достичь ясности, определенности, понимания. Но они не справляются с такими задачами и только еще больше погружают нас в страхи и тревогу. Что с ними делать? Можно выделить время (и место!) для руминаций. Например, не более 30 мин. в день. Можно в это время их записывать, можно просто прокручивать в голове. Далее усилием воли переключать внимание на насущные задачи, замечать, наблюдать, ощущать реальный мир.
Дарья, негативный взгляд, желание поныть, пожаловаться — это совершенно естественная нормальная реакция в этих ненормальных обстоятельствах!:(( Если некому, то можно делать это письменно. Все свои мысли и чувства выплеснуть на бумагу.
По поводу материальности мыслей… Я бы сказала, что это магическое мышление. Магическое мышление - вера в то, что мы своими действиями можем влиять на реальность, что определенные мысли, слова или ритуалы могут изменить ход событий. Никаких научных подтверждений этому нет! Это иллюзия.
В завершении хочется как-то поддержать Вас. Мне очень жаль, что все это происходит с Вами. Меня утешает мысль, что война не может длиться вечно! Когда-нибудь она закончится! Вдруг, завтра?! Однажды утром Вы проснетесь с ощущением свободы и радости, легкости на душе. Дарья, всего Вам наилучшего!
С уважением, психолог-консультант Юлия Кунтыш