Страх хорошей жизни. В детстве пьяный отец винил меня в своем пьянстве и проблемах.

Вопрос психологу:
Здравствуйте.
Мне постоянно страшно, что если я начну хорошо жить, то случится что-то ужасное, кто-то из близких мне умрет или я потеряю что-то очень ценное. В детстве я жила хорошо, с мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Очень любила праздники, особенно новый год и день рождения, но когда мне исполнилось 7 лет, умерла моя бабушка, которую я очень любила, она жила с нами и умирала у меня на глазах (у нее случился отек легкого и вовремя не оказали помощь) мне было страшно (не знаю чего, но я жутко боялась) и жалко бабушку. После ее смерти слег дедушка и в течении года тихо ушел за бабушкой. После их смерти мой отец стал пить, особенно по праздникам и каждый праздник он напивался и устраивал нам с мамой скандал, после этого я стала бояться праздников. Пьяный он обвинял меня в том, что из-за меня он пьет и если бы меня не было, то они бы с мамой жили хорошо. Мне было обидно, меня начинало трясти от его слов, мама меня успокаивала, но у нее не получалось. Мама пыталась бороться с его пьянством, даже отправила в лтп, но бесполезно. Оттуда он пришел еще хуже, скандалил, нигде не работал, тогда уже начались 90-е был развал, все что зарабатывала мама он у нее воровал, бывало даже нам нечего было есть. Квартиру, где мы жили разменять не было возможности, я все это переживала подростком, на фоне стресса у меня упала успеваемость в школе, я начала постоянно болеть простудными заболеваниями. Кое-как закончив 9 классов я перевелась в вечернюю школу, пыталась работать, но все, что я зарабатывала уходило либо на лечение, либо воровал отец. Личная жизнь у меня тоже не сложилась, я пыталась, но как только партнер выпьет у меня сразу страх, что он будет как отец и я сразу рвала отношения. Умер он от пьянки, когда мне исполнилось 24 года. Вроде жизнь начала налаживаться, я закончила колледж (высшее образование не потянула по деньгам), получила профессию, начала зарабатывать. Но я заметила определенную тенденцию в своем поведении, как только я начинаю улучшать свою жизнь материально или встречу человека, которого полюблю и у меня начинают складываться отношения я начинаю вести себя неадекватно и все рушится, отношения портятся, деньги - либо не заплатят на работе, либо вложу в финансовую пирамиду и потеряю или сделка сорвется, получается опять на грани нищеты, либо заболею и трачу на лекарства, либо травмы тяжелые, на полгода меня обездвижат и я не могу зарабатывать. Да, и с людьми мне стало трудно общаться, что тоже не ведет к улучшению жизни. И так на протяжении всей жизни, все что достигну с большим трудом очень быстро и легко теряю. Когда у меня все хорошо, внутри начинает нарастать напряжение, беспокойство, мне кажется вот-вот случится что-то страшное и непоправимое, а когда все плохо я успокаиваюсь, но появляется чувство пустоты и безысходности.
Автор вопроса: Алла Возраст: 46

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Алла!
Давайте для начала структурируем информацию, честно глядя фактам в лицо.
Что случилось с вами, когда вы были ребёнком?
После 7 лет Вы росли в деструктивной семье, не чувствовали себя ребёнком в полной мере, можно сказать, не было по- настоящему счастливого детства. Вместо безусловной любви, которую должен получать ребёнок от родителей, вы жили в обстановке непредсказуемости, тревоги, страха, а то и голода. Большая часть вашего детства прошла травматично.
Влияние отца ОЧЕНЬ велико в жизни девочки. Самооценка, уверенность в себе, умение выдерживать удары судьбы, умение строить отношения с мужчиной- это всё даёт девочке папа. Увы, ваш отец, как раз наоборот, нанёс Вам очень большую травму своим поведением.
Ваш отец был болен алкоголизмом. Да, это- болезнь. А мама- находилась в тяжёлом психологическом состоянии, под названием СОЗАВИСИМОСТЬ, как и все жёны алкоголиков, поэтому она не могла уйти от алкоголика-отца и вас защитить от влияния папы – не могла.
Раньше особо не изучали и не понимали женщины такого феномена– СОзависимость, но она была всегда. Это – не модное «поветрие», а болезнь чувств.
А вы являетесь, к сожаленью, - взрослым ребёнком алкоголика. Есть такое понятие- ВДА( взрослые дети алкоголиков). Если вы наберёте в поисковике в интернете, то узнаете, что вы одна из многих людей. Это- нельзя назвать болезнью, это факт биографии.
Надо помнить , Алла, что мало у кого из нас было безоблачное детство и идеальные родители, кто жил в идеальном мире. У всех детство в какой то мере травматичное, конечно, у вас это было выражено в большей степени, так как отягощено пьянством отца.
Я – не просто так это утверждаю, так как тоже являюсь дочерью алкоголика с травматичным детством. Мой отец-алкоголик меня не обвинял ни в чём, в голоде не держал, не бил, врать не стану, но, в мой день рожденья ( ровно в 7 лет) совершил суицид через повешение. Как Вам такой «подарок» доченьке?
Я простила своего отца ( за его предательство и мою тогда крепко нарушенную психику) , так как ко мне очень поздно пришло понимание многих вещей.
Отца надо простить, Алла! Как и маму.
Давайте по порядку. Что помогло простить мне и, надеюсь, поможет Вам:
1. Прошлое от слово «прошло». Его нельзя изменить, можно только переосмыслить. Вам надо осознать, что – «да, это случилось и со мной». В какой семье родиться, что выстрадать- предопределено заранее. Бог даёт каждой душе испытание по силам, так уж устроен Мир, мы можем это только принимать, как факт. Да, получен негативный опыт в детстве, лучше которого бы не было. Но есть исследования ( в нашу с Вами пользу!) , что если ребёнок, растёт при отсутствии стрессов- то он не может сформироваться в здоровую сильную личность.
Мне нравятся слова Ричарда Баха : «жизнь- такое место, куда ты пришёл ради - исцеления, энергии и перспективы".
Я должна была родиться у ТАКОГО моего отца, а Вы должны были родиться именно у ТАКИХ родителей и точка! Вашу душу» определили» в такие условия и «назначили» пройти те испытания. Или ваша душа сама выбрала такой земной опыт. Я лично в этом убеждена. Мама и папа- самые значимые люди ,мудрые и любящие «проводники» в Мир. По крайней мере, хорошо чтобы так было. Но…как есть.
2.Ваш отец был болен алкоголизмом. А так как у человека, больного алкоголизмом НЕИЗБЕЖНО происходят нарушения в психике( у кого в какую сторону «повернёт»), то и у него, очевидно, присутствовало психическое расстройство личности в какой-то степени.
Он не мог дать Вам любви и заботы, понимаете – НЕ МОГ! а щедро, но НЕСПРАВЕДЛИВО «сыпал» обвинения на ребёнка именно по причине своего глубокого внутреннего несчастья в душе.
Алкоголик– это глубоко страдающий несчастный человек, который лечит душевную сумятицу водкой. Это - не оправдания отцу, это – ПРИЧИНЫ его поведения.
- Реально- настоящее. Никто не может сделать свою жизнь лучше, не прилагая усилий. Нужны усилия и намерения , улучшение своего эмоционально-психического состояния- личная ответственность человека.
Советую Вам первым дело простить отца.
Вы не обязаны его любить пламенной любовью, но прощение – нужно Вам!
Я не сторонница таких подходов, чтобы ходить годами по психотерапевтам, бесконечно жалуясь на несчастливое детство, это можно сделать быстро, если есть искреннее душевное намерение.
Да, я – не могу «отменить» своего алкоголика-отца, но я могу строить свою личность сама, имея сегодня другие «карты» на руках.
Есть простая техника: проговаривайте минимум месяц каждое утро и вечер: « «Папа, я прощаю тебя. Я желаю счастья ТВОЕЙ ДУШЕ».
Если ходите в храм – ставьте свечи за упокой отца и снова проговаривайте эти же слова.
Эти простые ритуалы вам точно помогут, если будете делать от сердца.
Больного человека надо тем более прощать! Предлагаю себе в помощь прочесть мою статью здесь на сайте , где Вы найдёте подробный алгоритм прощения обид – https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/76031-boremsya-s-chuvstvom-obidy-chto-eto-za-chuvstvo-kak-poyavlyaetsya-i-zachem-nuzhno-ot-nego-izbavlyatsya
Идём дальше.
Что происходит с вами сейчас? Ребёнок вырастает и становится взрослым. Какие части своего печального детского опыта стали сильными сторонами, а какие мешают жить счастливо?
Вы несёте тяжелое «наследство», как и любой ВДА. Дети алкоголиков, по статистике, имеют трудности в построении здоровых отношений, часто осуждают себя, имеют низкую самооценку, не умеют веселиться, ищут одобрения у других. Эти вещи трудно признать, но надо, Алла, вы не одна. Такие проблемы есть в мире у многих. Если вы хотите исцелиться от болезненных переживаний- как можно скорее начинайте работу над исцелением себя
Я Вам предлагаю начать вести дневник.
На его первой странице прямо посередине начертите ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ стрелку от левого края до правого – это Ваша линия жизни( стрелочка упирается в край листа справа).
На этой линии где-то посередине поставьте точку А – « Я- здесь, мне 46 лет» и ниже напишите ОБЕЩАНИЕ СЕБЕ в произвольной форме.
Можно примерно такого содержания.
« Я – взрослая женщина и я свободна выбирать, куда двигаться, КАК жить. Я обещаю себе, что каждый день я лично – хочу , могу и буду делать хоть один шаг и одно действие для улучшения своей жизни , добавлять в неё ТО, что будет делать меня счастливее и веселее. Я отношусь к себе бережно, я достойна самого лучшего в этом мире! Я отказываюсь от всего груза страданий прошлого , живу сегодня и РАЗРЕШАЮ СЕБЕ иметь от жизни всё самое – красивое, вкусное, интересное. Я самим фактом своего рождения уже заплатила за всё, поэтому МОГУ ИМЕТЬ всё, что захочу.»
Вы сформировали намерение– это главное! Теперь – только вперёд.
Алла, у Вас, как я думаю, сформировался страх хорошей жизни, потому что глубоко «застряли» в душе обвинения отца, как заноза. Отца – нет.
Есть Вы , которая сможет исцелить свою травму и впереди у Вас много работы над собой, я не стану Вам говорить, что есть волшебные таблетки.
Двигайтесь по нарисованной вами стрелке – СКВОЗЬ листки дневника, как сёрфингист скользит на волнах, так и Вы – не тоните в тяготах жизни, а будьте на подъёме , на гребне жизни, двигайтесь с правильной скоростью. Ведите записи каждый день, пишите свою жизнь вчистую.
Таблеток волшебных у меня нет, но могу поделиться «волшебным» упражнением:
Каждый день , лучше вечером, в одно и то же время садитесь и ведите записи: «я сегодня такая умничка, молодчина, в том что……. «
И пишите МИНИМУМ 5 пунктов. Хвалите себя за что угодно, за любую мелочь: « испекла пирог, сходила наконец-то к зубному врачу, вовремя пообедала, сделала гимнастику, новую стрижку …. прибралась на балконе.. сдала отчёт..»
Вам надо учиться хвалить и поддерживать себя. И фиксировать события дня в дневнике.
А «состав» работы над собой у Вас примерно такой:
- Вам надо перенянчить лично свою «забитую» внутреннюю девочку, дать ей поддержку и любовь, чтоб она расцвела и повеселела;
- Вам нужно с благодарностью принимать то, что даёт Вам жизнь – работу, зарплату, отношения и говорить себе при этом « я ДОСТОЙНА этого всего». Разрешить себе радоваться и наслаждаться жизнью, принимая её Дары;
- научиться спокойно относиться к потерям, смиряясь с ними. Не ждать их и «притягивать» своим беспокойством, а отпускать из жизни то, что должно уйти;
-поверить искренне, что Вы не одна во Вселенной, есть Высшая сила, Бог, которая присматривает за Вами ( и за мной) и если что-то попускает в нашей жизни тяжёлого, то эта же сила поможет и выбраться.
Путь исцеления души долгий, зато цель благородная: преодолеть травматичные аспекты вашей биографии, которые сегодня создают сложности , научиться эффективным моделям поведения и жить в радости. Советую Вам в помощь:
- прочесть книгу «Взрослые Дети Алкоголиков», автор – Дженет Войтиц
Книга описывает феномен и симптомы так называемого «синдрома взрослых детей алкоголиков» и предлагает способы улучшения качества жизни .
- прочесть мои следующие статьи на сайте:
https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/zachem-zhit/72825-zhivite-po-printsipu-kreshchendo
и эту -
https://psycabi.net/psikhologiya-samorazvitiya/kak-dobitsya-uspekha/73425-energiya-devochki-otkuda-cherpat-zhiznennye-sily
Нужна моя помощь и поддержка – МИЛОСТИ ПРОШУ на консультацию!
Удачи Вам, Алла !
Закончить хочу мудрыми словами( к сожаленью, слова помню, а вот автора —нет) : «Если находиться на дне самой глубокой пропасти и найти в себе силы посмотреть ввысь, то всегда можно увидеть свет. Безвыходных ситуаций не бывает. Выход есть всегда. Только нужно очень захотеть его найти. Верь в этот свет, и ты его увидишь.»
Дополнительную консультацию вы можете получить по почте [email protected] или по ватсап +79502475881. С уважением, Лариса Петрова.