Как справиться со стеснительностью и тревогой?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Заранее хочу поблагодарить Вас за проявленное внимание к моей проблеме, которую постараюсь описать как можно детальнее и понятнее. Если честно, её часть кроется в том, что я и сама не понимаю, откуда она начинает своё начало: чем больше смотрю на себя и анализирую поведение, всё больше понимаю, что оно крайне контрастное, если можно так выразиться. Дело в том, что при всей своей общительности, я являюсь человеком крайне стеснительным, если не сказать социофобом. Любое действие, казалось бы, простое, вызывает у меня столько проблем, что это даже смешно. Например, мне тяжело делать дела (обращаться в разного рода организации, идти на маникюр, в магазин и говорить с консультантами и тд) базовые, без помощи и сопровождения кого-то из близких. Из-за этого я постоянно ищу кого-то, кто мог бы меня сопровождать, если же никто не может - крайне редко переступаю через этот некий, непонятный мне барьер. Я осознаю, что я всё делаю адекватно ситуации, о чем мои близкие не забывают мне напоминать, но в моей голове всегда сидит страх того, что я либо говорю глупо, либо выгляжу глупо, либо что-то не пойму. Из-за этого я начинаю заговариваться и паниковать, после чего чувствую себя ещё глупее. При этом в обществе людей, которых я знаю хорошо, я шучу, общаюсь и вызываю ощущение экстраверта и человека эмоционального. Я пыталась обговорить свое состояние с мамой, но она сказала, что все проходят через подобное, однако я не уверена в том, что так жить - это нормально, ведь я абсолютно беспомощна и иногда "запираюсь" и сижу дома из-за того, что просто не могу решиться в ущерб себе. Это состояние вызывает у меня внутреннюю печаль. Я очень хочу его побороть и быть более свободной в общении, однако у меня до сих пор это не выходит. Я ведь не настолько пассивна внутренне, насколько я сама себя веду из-за внутренних барьеров и сопровождающих их проблем с самооценкой, словно ты неполноценный. Меня раздражаю я сама из-за того, что со всем этим набором я к своему возрасту не добилась буквально ничего, я подвожу и себя, и тех, кто обо мне заботится. Крайне странное чувство посещает меня иногда: якобы я вся такая крутая, а на деле ни работы, ни достижений, время, утраченное в университете, который я всем сердцем не любила. От ощущения упущения мечты и вот этого страха, всё как-то не так. Пожалуйста, подскажите, как мне следует поступить?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Ахметханова Диляра Рашидовна.
Здравствуйте, Екатерина.
Как я поняла по вашему вопросу, вы хотите общаться, контактировать, но боитесь. Чего боитесь – так это выглядеть глупо. Т.е. страх выглядеть глупо как раз является барьером. При этом вы говорите, что ваши родные и близкие напоминают вам, что вы все делаете адекватно ситуации, так?
Ваша мама при попытке обсудить ваше состояние, сказала, что все проходят через подобное.
Дело в том, что неуверенность, описываемая вами, имеет несколько причин – первая, это отсутствие поддержки со стороны близких, особенно в детстве, особенно родителей. Вторая, это научение вести себя определенным образом. Когда ваша мама говорит, что все проходят через это, возможно она имеет в виду то, что ей лично тоже через это приходилось проходить. Т.е. вот этой неуверенности вы “научились”, глядя на своих родителей, копируя их поведение.
Или же ваша мама обесценивает ваши переживания и опыт – заявляя, что все через это проходят, справляются, значит и вы, получается, должны. И конечно это не служит поддержкой в данном вопросе, а скорее наоборот, внушает неуверенность.
Екатерина, вы верно подметили, про социофоба, так ли это на самом деле вы можете узнать точно, пройдя тест на сайте:
https://psycabi.net/testy/34654-test-na-sotsiofobiyu-shkala-lejbovicha-dlya-diagnostiki-priznakov-sotsialnoj-fobii
Итак, вам удается контактировать с внешним миром, когда вас кто-то сопровождает, говорит, что вы ведете себя адекватно ситуации, но когда этого не случается, в вас включается барьер “страх показаться глупой”. И хотя вы понимаете, умом, что это не так, эмоции перевешивают (страх, паника или наоборот парализованность, бездействие). Также вы чувствуете себя виноватой, за то, что подводите тех, кто о вас заботится и за то, что ничего не добились.
Как видите достаточно много для того, чтобы решить в рамках одного вопроса-ответа. Поэтому рекомендую вам обратиться к психологу (лично, по скайп) и проработать вышеобозначенные вопросы.
Здесь в рамках онлайн ответа могу порекомендовать вам проработать свой страх выглядеть глупой. Смотрите, предположим кому-то действительно покажется, что вы выглядите глупо или ведете себя глупо. Что при этом случится? Вы действительно станете хуже? Конечно нет. А разве вы не имеете право что-то не понять? Или должны всегда быть идеальной, говорить идеально, поступать идеально? Тоже нет. Вы имеете право совершать ошибки, не быть безупречной, просить о помощи и т.д., гласит Билль о правах личности. Кстати, найдите его в интернете распечатайте и повесьте на видное место. Еще лучше - выучите наизусть.
Екатерина, замечу кроме того, большинство людей думают о себе, а не о том, выглядите вы глупо или нет. Замечайте, когда вы приписываете другим свои же мысли и страхи – что они подумают решат и т.д. В действительности это ваши мысли, не их. Здесь я хочу порекомендовать вам ознакомиться с книгой "Тренинг преодоления социофобии. Руководство по самопомощи.", автор Биик Дж.У.
Екатерина, в вас очень много самокритики, которая так же мешает вам действовать. Как часто и как много вы хвалите себя? Начните замечать в себе хорошее, в своих поступках, в своем прошлом, и начинайте оценивать себя положительно. Придерживайтесь правила –на каждую критику должно приходится 5 похвал и комплиментов в свой адрес. Так ваша зависимость от окружающих снизится, а уверенность в себе возрастет.
Надеюсь мой ответ хотя бы немного вам поможет.
Желаю вам всего наилучшего!