Как заставить отца считаться с собой?

Вопрос психологу:
Я живу с родителями. Не работаю. Закончила университет, после нескольких безуспешных попыток найти работу по специальности, пыталась работать в детских садах, однако поняла, что это - не мое. После этого предпринимала попытки еще найти работу, но успехом они не увенчались. Я боюсь своего отца с самого детства. Он человек грубый, деспотичный, крайне самовлюбленный, все время пытался на меня надавить, запугать, манипулировать, когда ему что-либо не нравилось в моем поведении. Применяет шантаж и различные способы психологического давления. Я не пью, не курю, не вожусь с плохими компаниями. Но он склонен бросаться отвратительными словами, разговаривать со мной матом и угрожать разбить или сломать мои вещи. Он аргументирует это тем, что я не соответствую его представлениям о хорошей дочери. Когда я пытаюсь возражать или начинаю с ним разговор, он прерывает меня с насмешливой ухмылкой и заявляет, что у такого ничтожества, как я, не может быть своего взгляда на вещи. Он был недоволен мной всю жизнь. Мать никогда не заступалась, она его обожает и боготворит, как и он ее. Я единственный ребенок. Однажды в детстве отец повел меня на прогулку и мы наблюдали за птичкой трясогуской. Вернувшись домой, он спросил меня, трясла ли птичка хвостом. А я не вспомнила. Тогда он рассвирепел и разорался на меня, назвав тупицей и пообещав отправить в детский дом. Он нависал надо мной, размахивал руками и орал, а я плакала и стояла в коридоре. Если ему не нравилось какое-либо мое увлечение или хобби, то он заявлял, что сделает нечто такое, что заставит меня забыть про мое хобби, а когда я спрашивала, что именно он сделает, отец уходил от ответа. Я ломала себе голову, представляя разные ужасные варианты и гадая, что мой отец теоретически может и чего он не может сделать. Это сильно влияло на мою психику и часто я просто убегала от него жить к родственникам. Мне начали сниться кошмары, в которых мой отец ломал мой компьютер молотком и выкидывал мои телефоны. Даже когда отец улыбается и шутит, и в хорошем настроении, я вижу, что в нем всегда постоянно это сидит и в любой момент это проснется и выплеснется наружу как гнилая вода из колодца. Я живу в постоянном страхе перед отцом. У меня телефон, купленный на свои деньги, но вдруг отец его разобьет? У меня любящий мужчина, с которым пока вместе не живем, но вдруг отец принудит меня каким-либо образом порвать с ним просто потому, что это не нравится отцу? У меня есть любимые вещи, а вдруг отец их испортит, когда ему в очередной раз придет в голову дисциплинировать меня? Я так и не поняла, на что на самом деле способен мой отец, человек, 20 лет работающий на простом заводе слесарем, не имеющий ни особых денег, ни влиятельных друзей. Способен ли он реально сделать мне что-либо, или просто угрожает? Как избавиться от вечного страха перед отцом и от его влияния? Как прекратить бояться за свое имущество и свои отношения, как прекратить такое поведение отца и заставить уважать во мне личность?
Автор вопроса: Кристина Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Уразаева Лидия Валерьевна.
Здравствуйте, Кристина.
Ваш отец человек вспыльчивый и импульсивный, но при том неравнодушный к вам - иначе таких эмоциональных проявлений бы просто не было. Скорее всего, он вас искренне любит и переживает о вас - и в стремлении сделать вашу жизнь лучше предлагает вам свое самое лучшее решение - далай, как я говорю. А переживание за вас заставляет его злиться, что вы делаете что-то не так. Конечно, это не оправдывает его резких методов, но позволяет немного иначе отнестись к происходящему.
При этом жить рядом с таким человеком очень тяжело - кроме взрывного характера, это еще и категоричность и стремление вас переломить под себя, что будет вам мешать расти и развиваться. Поэтому от родителей нужно дистанцироваться. Снять квартиру, да хоть комнату в общежитии, и начать жить отдельно. Второй этап (или первый, как вам угодно) - это финансовая независимость. Пока не задумывайтесь о призвании, это понимание придет постепенно. Пока просто устройтесь хоть куда-нибудь, а потом будете искать и менять место работы. Свои деньги позволят вам стать уверенней, ведь тогда вы не будете зависеть от подачек родителей. Если этого не сделать, вы смените одну зависимость - от отца, на другую - от мужа.
Начав реализовываться в работе, самостоятельном ведении хозяйства, вы обретете уверенность и сами начнете себя уважать больше. Тогда и у отца будет больше уважения к вам как личности. Другой вопрос, что в поведении это может отразиться не сразу, или вообще не отразиться - поведение основано на привычках, а их не так просто поменять. И здесь нужно ваше активное участие. Научитесь спокойно и с уважением говорить слова "стоп", "хватит", "нет". Это прямо отдельная большая тема, как взаимодействовать в ситуации прямой агрессии и давления. Если в вашем городе ведутся тренинги, выбирайте тему общения или конфликта, и отрабатывайте навыки. Если же нет, приглашаю ко мне на индивидуальный тренинг