Как отпустить обиду на родителей?

Вопрос психологу:
Добрый день!
Анализируя своих «тараканов» в голове, я пришла к выводу, что часть из них является следствием особенностей моего воспитания. Я понимаю, что меня любят и желают мне только лучшего, что те установки, которые мешают мне жить были когда-то навязаны им самим их родителями и они в этом не виноваты. Я понимаю, что всего того, чему меня не научили, не объяснили и недодали, нет у них самих. Благодаря моим родителям, я никогда не знала, что такое голод, у меня всегда был дом, они обеспечивали меня всем необходимым. Я знаю, что они старались воспитать хорошего человека. Я всё это понимаю своей головой, но в глубине души живет огромная обида, которую я не могу отпустить.
Как мне нужно это проработать, чтобы обида прошла, и я смогла спокойно жить дальше?
Примеры негативных установок:
- не имеют значения твои желания, делай так, потому что так надо;
- мы считаем, что это правильно, а это неправильно, и ты должна этому соответствовать;
- никому нельзя доверять, можно надеяться только на себя;
- нужно работать всю жизнь на тяжелой и ненавистной работе, потому что по-другому не бывает, так все живут;
- родитель приравнивается к существу божественному, чье мнение неоспоримо и непоколебимо;
- и т.д.
Меня не научили:
- любить, уважать и принимать себя такой, какая я есть;
- придерживаться своих жизненных принципов, а не навязанных кем-либо;
- получать от жизни удовольствие;
- взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, не показали пример построения здоровой семьи;
- и т. д.
Спасибо.
Автор вопроса: Александра Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Арефьева Екатерина Юрьевна.
Александра, здравствуйте.
Я считаю, что Ваш вопрос один из главных в психологическом консультировании. И тот факт, что Вы задаете его в свои 23 года, говорит о Вашей личностной зрелости и желании освободиться от чувства обиды на родителей. Мысленно я даже поаплодировала Вам)
Александра, вначале скажу банальную фразу: родителей мы не выбираем. И как это ни парадоксально, но некоторые дети благодарят родителей просто за то, что они в живых остались. Но крайние случаи я не буду конечно здесь рассматривать.
Александра, ключевая фраза в Вашем тексте звучит так: «родители не виноваты». Это фраза психологически здорового человека. Да, это действительно так. Они не виноваты. Когда они сами были детьми, то их в свою очередь, воспитывали их родители (Ваши бабушки и дедушки), а это люди раннего послевоенного времени. Тогда речи не то что о психологической помощи не было, а вопрос стоял просто выжить, буквально не умереть с голоду. Поэтому, повторюсь, в свободном доступе, как сейчас у нас с Вами, у них не было ни психологической информации, ни педагогической, ни переводной зарубежной научной литературы гуманистического направления, ни-че-го. Телефонная связь была роскошью, что уж говорить об Интернете. Поэтому правильно Вы пишите о том, что они не могли дать Вам того, чего сами были лишены. И сейчас бессмысленно напрямую предъявлять им претензии или высказывать свое недовольство. Родители такие, какие есть. Единственное, что Вам доступно сейчас, так это поменять манеру общения с ними, чтобы Вам было комфортно общаться. (Как это сделать тема отдельной большой консультации, где нужны конкретные примеры Ваших с ними диалогов). А невысказанные обиды, сидящие в Вас и оттягивающие на себя Ваши внимание и энергию можно и нужно проработать, но, не задевая родителей реальных. Есть определенные методики, суть которых я не могу рассказать в письменной консультации, т.к. техника безопасности превыше всего. У многих взрослых детей тема родителей «болит» и у каждого своя реакция при выполнении упражнений. Скажу лишь, что есть так называемые «безопасные» домашние задания, которые клиент может выполнять самостоятельно и есть упражнения, которые выполняются только под присмотром психолога, т.к. «острые» ситуации из детства могут вызвать непредсказуемые реакции, в т.ч. слёзы и здесь ситуацию должен контролировать специалист.
Второе направление, которое я вижу – это работа с родительскими установками. В формате письменного экспресс-ответа это направление тоже не представляется возможным осветить. Но оно тоже необходимо, по моему мнению.
И третье направление работы. Если в настоящее время, Александра, Вы живете автономно и не зависите от своих родителей материально, то всё в Ваших руках. Теперь Вы сами себе и мама, и папа. И в Ваших силах и возможностях себя долюбить, доласкать, добаловать, дообнимать, доцеловать, научиться принимать полностью от макушки до кончиков пальцев на ногах. Как? На это тоже есть целый ряд упражнений. Работа кропотливая, но она того стоит. Ведь родители – это те люди, от которых нам никуда не деться. И даже если между детьми и родителями огромное физическое расстояние, то это ни на что не влияет. Внутри мы состоим из наших пап и мам и даже после их ухода мы неразрывно с ними связаны. Поэтому наладить общение с родителями – это первоочередной этап любой психологической работы, на мой взгляд. И зачастую бывает так, что клиент, наладив отношения с родителями, очистив общение от детских обид и претензий, дальше идет по жизни легко и свободно и с большой долей вероятности могу сказать, что если в будущем ему и потребуется последующая психологическая помощь, то она, скорее всего, будет носить профилактический характер.
В заключение своей экспресс-консультации ещё раз подчеркну, что интуитивно или уже имея определенную психологическую базу, Вы, Александра, выбрали одно из приоритетных направлений работы с собой. Тема родителей, так или иначе, затрагивается при работе с любой из сторон личности. Поэтому Вы на правильном пути. И то, что Вы сами осознаете обиду на родителей как пока ещё не решенную задачу, которая мешает Вам жить с удовольствием – это уже на половину, я бы сказала, облегчает процесс консультирования. Самое трудное Вы сделали уже сами – поняли и очень чётко сформулировали свой вопрос. А дальше осталась методичная работа с психологом (непродолжительная на мой взгляд), для которой Вы уже полностью созрели, Александра. Для психолога работать с таким клиентом, как Вы – чистое наслаждение)
Работать Вы можете одновременно по всем направлениям или выбирать поочередно наиболее подходящую для Вас последовательность этапов.
Уточняющие вопросы Вы можете задать мне прямо здесь или отправить на почту: [email protected]
Возможна консультация on-line.
С пожеланиями всего наилучшего,
Катерина Арефьева.