Как перестать обижаться на маму? Больше нет сил терпеть ее обиды.

Вопрос психологу:
Здравствуйте помогите пожалуйста преодолеть обиды на маму. Я выросла в обычной семье, есть еще старшая сестра (разница 2,5 г). Мама родила нас довольно поздно в 34 и 36 лет. Я с рождения была очень спокойным ребенком- всегда было хорошее поведение в школе и дома. Моя сестра наоборот постоянно нарывалась на различные неприятности: травмы, неприятности с одноклассниками и т.д. В итоге мама постоянно занималась моей сестрой. Я всегда поддерживала маму, старалась ее не расстраивать лишний раз, но при этом от меня всегда больше требовали. Меня не били, не ругали, но если например я задержусь на 10 минут мама на меня обижалась. Она просто молча отворачивалась и сидела, пока я стояла перед ней и пыталась как то объясниться. Может кому то это покажется ерундой, но для меня это были самые страшные моменты. Я потом начинала себя ругать, мучиться, что подвела маму, расстроила ее поступила так же как моя сестра. Мама нас никогда не обнимала, никогда не хвалила. Я росла очень неуверенным ребенком-не умела давать отпор, стеснялась просто заговорить с кем то, познакомиться. Моей главной целью было не расстраивать маму.
У папы я была любимицей, он мог обнять меня, поцеловать, но я это не замечала, для меня главное было, обратить на себя внимание мамы. Когда неожиданно умер папа мне было 17 лет и хотя это стало для меня очень сильным ударом я нашла силы поддержать маму, я заботилась о ней, переживала за нее. При этом моя сестра просто ушла в загул стала пропадать из дома, выпивать, мама бегала ночью по дворам искала ее. Я не могла позволить себе пойти погулять, потому что мама сильно переживала и обижалась опять на меня. Сейчас я замужем двое детей, сестра разведена и мама как всегда ей помогает. Я всегда маму поддерживала, помогала сестре, и так бы продолжалось, но однажды мама заявила, что никогда не видела от меня заботы и любви и меня просто прорвало. Выходит вся моя забота, все переживания она просто не заметила. Когда я не выдержала и как-то все ей высказала, она заявила, что не говорила такого меня это еще больше взбесило и с тех пор я постоянно ругаюсь с ней из за этого. Хотя я понимаю что это бесполезно, но когда она продолжает при этом на меня обижаться, из-за мелочей мне становится очень больно. Недавно у мамы был микро инсульт. Я когда узнала отвезла детей к свекрови, примчалась к маме и вызвала скорую, при этом моя сестра, которая живет с мамой пошла гулять. А на днях мама обиделась, что я не спрашиваю у нее как дела. Хотя прекрасно знает, что недавно я сама перенесла операцию, и долго восстанавливалась после нее. При этом я сама справлялась с домашними делами и детьми. Она как маленький ребенок, который хочет, чтобы все переживали за нее, при этом когда я болела она могла просто не звонить, не узнавать как дела, как то забыла меня поздравить с днем рождения и я тогда промолчала, а теперь это все она отрицает. Я знаю что ей бесполезно все доказывать, может и я перегибаю палку, но я просто не могу справиться со своей злостью и обидой. Я много лет никогда ни в чем не упрекала маму, всегда понимала, а теперь после тех слов у меня началась депрессия, я понимаю что уже просто не хочу общаться ни с мамой ни с сестрой, мне ближе родители моего мужа. Но при этом окончательно прекратить общение не могу, не смогу это объяснить своим детям, и остальным родственникам и больше нет сил терпеть ее обиды, не могу видеть ее обиженное лицо, как будто я ее главный враг. Я возможно сама веду себя как маленький ребенок, я понимаю что уже взрослая мне 36 лет, я просто хочу спокойно жить и хотя бы научиться не обращать внимание на мамины обиды.
.
Автор вопроса: Галина Возраст: 36

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Галина!
Обида взрослых детей на родителей, действительно, как Вы умно заметили, является свидетельством незрелости личности «..возможно сама веду себя как маленький ребенок».
И эта обида тянется из детства, потому что между братьями и сестрами существует конкуренция. У мудрых родителей, которые сами имели опыт распределять внимание между детьми равномерно, противоречия сглаживаются. В большинстве же семей на различных этапах жизни, возникают кризисы, а в результате недопонимание.
Ваша мама воздействовала на Вас манипуляциями: «…если например я задержусь на 10 минут мама на меня обижалась. Она просто молча отворачивалась и сидела, пока я стояла перед ней и пыталась как то объясниться… мама сильно переживала и обижалась опять… однажды мама заявила, что никогда не видела от меня заботы и любви….. когда она продолжает при этом на меня обижаться, из-за мелочей мне становится очень больно…. Она как маленький ребенок, который хочет, чтобы все переживали за нее»
Галина, Вы как маленький ребёнок, мама, как маленький ребёнок! Заметьте, что Вы это неосознанно проявили в своём письме сами. По большому счёту, Ваша мама научила Вас тому, чему её научили в её родительской семье. Ну не умеет она проявлять любовь объятиями, поцелуями. Её этому не научили, а психологов раньше и интернета не было. Вы можете разорвать эту цепочку семейного «недолюбливания» в собственной семье. Это обязательно получится с того момента, когда Вы поймёте, что мама любит Вас так, как умеет, другого требовать от неё бесполезно! Примите её такой, какая она есть. Прекратите бороться за её внимание и любовь! Любите ли Вы её сами? Из письма заметно, что Вы ответственный человек, человек долга. «…была очень спокойным ребенком- всегда было хорошее поведение в школе и дома… всегда поддерживала маму, старалась ее не расстраивать лишний раз…. Я потом начинала себя ругать, мучиться, что подвела маму, расстроила ее… Моей главной целью было не расстраивать маму…., я заботилась о ней, переживала за нее….. для меня главное было, обратить на себя внимание мамы… Я всегда маму поддерживала, помогала сестре… примчалась к маме и вызвала скорую….», но и только! Это не любовь, а желание получить внимание и любовь из-за конкуренции с сестрой! Она- сорви голова, Вы же на её фоне просто ангел. А так часто бывает, когда старший ребёнок забирает всю энергию родителей. О ком Вы будете переживать больше из детей? О том, кто свою жизнь проживает неразумно или за того, кто имеет разум и не мечется на грани жизни и смерти? Любовь тут вовсе не причём. Просто на старшую дочку мама манипуляциями воздействовать не могла, потому и бегала по дворам за ней и т.д. Вам 36 лет и тут ещё социально-политический и экономический фактор, тоже имеет значение. Исторический период, в котором формировались Ваши с сестрой личности, был очень сложным, а для Ваших родителей на всех уровнях тоже. Было выживание для многих и многих семей. Вы знаете, как Ваша мама относилась к своей маме? Помогал ли ей кто-то растить Вас с сестрой? Имела ли она возможность кому-то помогать? И ещё такой фактор, как Ваше рождение у женщины, которая до 34 лет привыкла заботиться только о себе, а тут двое детей и началась перестройка! Мир рухнул! Много Вы говорили с мамой о том сложном времени, когда ей было так нелегко? А ведь она тоже была не старой женщиной, и всё же, её мир сузился до Ваших с сестрой потребностей. Пишу это только потому, что любовь приходит через понимание. Любовь, которая не ждёт благодарности и поощрения, та, где радостью является благополучие любимых людей.
Вы не говорили о своих желаниях и обидах, о том, что Вы не чувствуете любовь и заботу от мамы. Так откуда же окружению знать о том, чем Вы живёте!? Создаётся впечатление, что Вам безумно нравится всех поддерживать и за всех переживать! Разве это будут ценить? В реальности всё наоборот. Если Вы умеете позаботиться в первую очередь о себе, тогда и другим сможете дать то, что-то более ценное, необходимое.
Ваша мама чувствует похоже, что : «…уже просто не хочу общаться ни с мамой ни с сестрой, мне ближе родители моего мужа.», и прибегает к очередной манипуляции, которая раньше привычно срабатывала : «…А на днях мама обиделась, что я не спрашиваю у нее как дела.», а Вы вместо того, чтобы расставить для мамы свои приоритеты раз и навсегда, опять обижаетесь : «Хотя прекрасно знает, что недавно я сама перенесла операцию, и долго восстанавливалась после нее. При этом я сама справлялась с домашними делами и детьми.». Скажите ей прямо, что да, забыли поинтересоваться её делами, и извиняетесь за это, в тоже время, спокойно сообщите, что на первом месте у Вас собственное здоровье и интересы Ваших несовершенных детей, заботиться о которых, Ваша прямая обязанность, ведь они пока этого сами сделать не могут! Да, это банальные вещи, которые, как кажется, многие должны понимать сами, но к сожалению человек по своей природе эгоистичен, и только прямые сообщения «избавляют их от иллюзии, что мир вращается вокруг них. Вы раньше боялись того, что Вас не полюбят, если Вы не станете послушной, а теперь Вам бояться нечего, наконец-то. Так что можете сказать маме спасибо, что она своим невниманием привела Вас к взрослению. И что теперь получается? Галина, от чего Вам плохо? «…и больше нет сил терпеть ее обиды, не могу видеть ее обиженное лицо, как будто я ее главный враг, .. я просто не могу справиться со своей злостью и обидой… хочу спокойно жить и хотя бы научиться не обращать внимание на мамины обиды» .
Научитесь любить маму, Начните с того, что просто говорите это вслух, когда Вы одна. Вспоминайте хорошее, а не плохое. Вы имеете право отказать маме в мелочах, если это в ущерб Вашей семье, и в тоже время дайте маме понять, что она не одинока. Напомните о своём дне рождения, если человек забыл, ведь ей уже немало лет и это тоже надо учитывать!
Только любовь, честность, досказанность, даже если она не очень приятная, помогают выйти на более высокий уровень отношений между людьми. Ориентируйтесь не на манипуляции, а на свои цели и задачи. Чувство долга, Вам не позволит поступить бесчестно. Так что успешного отстраивания отношений с мамой и сестрой. Привлекайте сестру, хотя бы сообщениями, пусть она тоже поймёт, что Вы в большей степени возлагаете на неё обязанности ухода за мамой, что разумно, ведь у них совместное проживание.
Удачи Вам, Галина!