Как начать жить, забыв детские обиды?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне кажется, все мои проблемы растут из детства. Мать, когда мне было лет 7 сказала, что отец меня не хотел и отправлял её на аборт (к тому времени он были уже в разводе), жили мы с матерью, бабушкой и братом, который на 12 лет старше меня. Я не чувствовала любви и поддержки, была предоставлена сама себе. У матери случались запои, она пропадала на 2 недели, а я рисовала картины в голове, как она лежит в какой-нибудь канаве мертвая, бабушка после инсульта лежала, брат уезжал на работу на неделю и я оставалась одна в этом и с этим говном. Потом и брат сказал, что решил уехать из дома, у меня случилась истерика, он сжалился надо мной и остался. Закончив школу, я не пошла никуда учиться, мне было сказано :"сама выбери себе призвание" (я на тот момент оказалась в плохой компании, в приоритете были гулянки, ни о какой учебе и мысли не было). Встретила молодого человека, почти сразу начали жить вместе, через 2 года появился ребёнок . Мой избранник был очень ревнив и деспотичен, начал руки прикладывать, воспитывать меня...так мы с ребёнком оказались в доме мамы, она сейчас не пьёт, помешана на порядке, убирается по несколько раз в день, что и от меня требует, ходит вечно недовольная. Все материальные трудности легли на меня, я чувствую, что не вывожу всего этого, появляются суицидальные мысли, только ребёнок держит. Как мне простить её и постоянно вспоминать о своём ужасном детстве? Я хочу быть улыбчивой и доброй мамой, но не всегда получается, меня моя мать отравляет своей токсичностью. Спасибо.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Юлия, здравствуйте!
Сочувствую всему, что вы пережили в детстве. И то, что продолжаете и сейчас переживать. К сожалению, родители не всегда ведут себя так, как хотелось бы детям. И, к сожалению, повзрослевшие дети не часто задумываются о том, почему именно так вели себя родители тогда.
Юлия, вы спрашивали у мамы, почему она в вашем детстве пила и где-то пропадала? Что с ней происходило, что она чувствовала, что уходила в запой? Возможно, таким образом она пыталась убежать от каких-то проблем? Возможно, она тоже не чувствовала абсолютно никакой поддержки и поэтому вела себя так? Какие у нее были отношения с ее мамой? Возможно, ваша мама, не получая заботы, ласки и любви от своей мамы, не знала, как дать это все вам?
Ваша мама прожила свою жизнь, как смогла и сумела. Возможно, ей нужно было пройти через какие-то ситуации, чтобы в чем-то разобраться или что-то пережить. Это знает только она.
Возможно, она тысячу раз раскаялась и пожалела о том, как она прожила свою жизнь. И если бы можно было вернуть время вспять – наверняка, она бы много чего изменила. Но никому не под силу изменить свое прошлое. Поэтому нужно мириться с тем, что есть и стараться сделать так, чтобы и дальше не жалеть о прожитой жизни.
Я не пытаюсь оправдать вашу маму. Я всего лишь хочу сказать, что каждый из нас допускает ошибки. И сам потом расплачивается за это. Вам нужно постараться понять вашу маму. Когда будет понимание – тогда будет легче принять и простить ее поступки. Вы же именно этого хотите?
Юлечка, у меня сложилось впечатление, что вы как будто забыли о том, что вы уже давно взрослая женщина и продолжаете перекладывать всю ответственность за все произошедшее на вашу маму. Продолжаете снова и снова переживать воспоминания о вашем детстве, находя в них оправдание вашей сегодняшней жизни. Хотя – каждый свой выбор вы делали сами! Вас ведь никто не заставлял и силой не отправлял в плохую компанию, никто не упрашивал забросить учебу и никуда не поступать, вы сами выбрали парня, с которым практически сразу начали жить. Так ведь?
На самом деле, Юля, – не мама «отравляет своей токсичностью» вашу жизнь. Вы сами своими мыслями, обвинениями, зацикленностью на прошлом делаете свою жизнь невыносимой. Вы пишите, что мама ходит вечно недовольная. А вы ей улыбаетесь? Как вы с ней общаетесь? Вы проявляете к ней любовь? Вот мама и отвечает вам взаимностью.
Попробуйте поговорить с мамой спокойно, без обвинений и истерик, когда вы будете только вдвоем. Расскажите о своих детских и уже взрослых чувствах. О том, как больно вам делала мама и что вы при этом чувствовали. О том, что и сейчас не дает вам покоя. Выслушайте внимательно маму. Пораспрашивайте о ее детстве и отношениях с ее мамой. Посочувствуйте друг другу. Поплачьте. Искренние и душевные разговоры всегда сближают людей. Делают отношения более теплыми и доверительными.
Когда вы перестанете видеть в маме токсичное отравление вашей жизни – она станет вашей опорой и поддержкой. Она сможет помочь вам не только словом, но и делом. Да и вам гораздо приятнее будет возвращаться домой. И возможно, вы перестанете повторять мамину судьбу и начнете строить свою жизнь по собственному желанию.
Юлечка, чтобы нейтрализовать детские обиды, нужно посмотреть на ситуацию, с позиции уже взрослого человека. Подумать о причинах маминого поведения. Задать (спокойно и без обвинений) маме вопросы. Внимательно слушать ответы. Не обвинять, а постараться понять. Тогда у вас будет гораздо меньше претензий и больше понимания и принятия. А принятие – это первый и самый главный шаг к прощению.
Чтобы нейтрализовать обиду – можно выписывать все свои чувства на бумаге. Но разговор будет более эффективен.
Нужно учиться относиться к маме с уважением, благодарностью и любовью. Примите сам факт, что у вас именно такая мама, с таким прошлым. Но она же и много хорошего делала для вас. Просто все хорошее обычно забывается гораздо быстрее. А плохое всегда помнится гораздо дольше.
Перестаньте вести себя, как жертва. Пока вы будете в этом образе – жизнь будет казаться невыносимой. И мысли о суициде всегда будут рядом. Убить себя – всегда гораздо проще, чем попытаться наладить свою жизнь. Дайте себе шанс стать не только «быть улыбчивой и доброй мамой», но и счастливой женщиной. Вы можете еще встретить мужчину, который будет вас любить и ценить.
Но для этого нужно нейтрализовать детские обиды, перевернуть страницу вашей жизни, взять ответственность за свою жизнь на себя и начинать жить. Ведь, если вместо того, чтобы вспоминать свое несчастливое детство – начать планировать и мечтать о счастливом будущем – жизнь может измениться в приятную для вас сторону. Если не сможете самостоятельно во всем разобраться – обратитесь к психологу. И вместе вы гораздо быстрее и эффективнее сможете начать менять вашу жизнь.
К тому же не забывайте, что вы еще и мама. И ваш ребенок, видя, как вы относитесь к своей маме – может примерно так же относиться и к вам. В состоянии тотальной обиженности и неудовлетворенности разве вы сможете вырастить счастливого ребенка? Он же тоже постоянно видит вас в унынии и раздраженности. Разве ребенок сможет поверить в то, что жизнь может приносить радость? Не захочется ли ему сбежать куда-нибудь от вас? Или вам будет радостно смотреть, если ребенок хорошо запомнит ваш пример и проживет жизнь примерно так же, как и вы – в страданиях и мучениях?
Юлечка, не пускайте этот вопрос на самотек. Раз уж начали – разберитесь до конца!