У моей мамы синдром Плюшкина.

Вопрос психологу:
Моей маме 72 года, очень полная, совсем перестала двигаться, последнее время стала активно скупать старую мебель и другие вещи, в доме уже не пройти. Не моет посуду и не убирается, проживает в деревне с отцом. У неё, видимо, синдром Плюшкина. Раньше следила за чистотой, теперь совсем перестала, в доме запах грязи и протухших продуктов. Постоянно звонит родственникам, надоедая им. Имеет много внуков, которые её любят, но в силу её запущенного дома редко ездят. На все предложения помочь ей убраться и выкинуть лишний храм начинает плакать и предъявляет сто причин отсутствия своего интереса к нормальной жизни. Сомневаюсь что она поедет к психологу, мы пытались её свозить к нему, убежала в огород и там пряталась. Как можно её уговорить хотя бы выкинуть часть хлама, что она постоянно приобретает? Страдает этим давно, сколько помню её любила скупать всё в больших количествах. Как быть? Сейчас у нас очень болен папа, когда я ей сказала что возможно придётся вызывать его сестру и родственников, она сказала нет, им негде у них находиться, хотя у них большой дом. Все строения их хозяйства также завалены и заставлены ненужными вещами. Постоянно жалуется что ей никто не звонит и не приезжает, хотя сама не горит желанием чтобы у неё кто то жил хотя бы летом. Потому в её скупаемых вещах из мебели нет ни одной кровати. Когда мы приезжаем сразу начинает плакаться про болезни, объясняя это свой бардак в доме. Много раз пыталась выкинуть часть вещей, отвлекая её, но как только она замечала что что то исчезло сразу бежала искать и если находила, то тащила всё назад, устраивая скандал что мы её грабим и пытаемся обмануть. Посоветуйте как нам быть.
Автор вопроса: Анна Возраст: 52

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Анна!
Вы столкнулись со сложной ситуацией, которая почти не поддается коррекции. Ваша мама сейчас в том возрасте, когда у большинства людей появляются возрастные изменения личности. В возрасте после 65 лет у людей начинаются дегенеративные процессы в нервной системе и мозговых структурах. Они протекают почти незаметно.
Если вы внимательно посмотрите, вы сможете увидеть мелкие, едва уловимые, изменения в мыслительных процессах, поведении и выражении эмоций вашей мамы. Вы сможете заметить, что мама стала забывчивой. Она не помнит, что происходило вчера, но отлично помнит, что было 20-40 лет назад. У нее нарушено восприятие времени. Она может рассказать, что не заметила, как прошел день. Она может заблудиться(слегка растеряться) в знакомом пространстве. У нее нарушена координация движений. Привычные действия по наведению порядка в доме даются ей с трудом. Она может быть слезливой или постоянно недовольной. Негативные эмоции ей труднее удерживать в себе.
В начале этих процессов, пока критичное отношение к своему состоянию сохраняется, маме обидно терять привычное положение в семье. Она хочет общаться с детьми, внуками и другими родственниками. С дальнейшим развитием всех этих процессов она начнет очень нуждаться в эмоциональной поддержке.
Вы, вероятно, знаете, что все характерологические особенности с возрастом заостряются. Патологическое накопительство не возникает из ниоткуда. Первые симптомы можно заметить ещё в подростковом возрасте. Вы пишете, что мама и раньше закупала все в большом количестве. В середине жизни эту особенность можно было бы слегка изменить с помощью психотерапии. Но в молодые годы люди о коррекции подобных особенностей не задумываются.
В зрелом возрасте, на мой взгляд, психотерапия не даст ощутимого результата. Вы можете обратиться к невропатологу или психиатру. Если у вашей мамы есть тревожные или депрессивные тенденции, ее состояние можно облегчить медикаментозно. Это может положительно отразиться на потребности в накопительстве.
Уговаривать ее освободиться от хлама – занятие бесперспективное. Не относитесь к ее накопительству как к причудам, рассматривайте мамино поведение как проявление болезни. Я бы не рекомендовала вам выбрасывать ее накопления, отвлекая ее. Для нее потеря этих накоплений - очень большой разрушающий стресс. Все, что вы можете сделать, это помочь ей навести относительный порядок, чтоб в доме не было антисанитарии.
Дайте ей возможность жить так, как ей нравится. Маме очень тревожно и обидно, что она не контролирует ситуацию и должна защищать свои решения и свой выбор от близких людей. Я понимаю ваши чувства, но другого выхода нет - это нужно перетерпеть.
Лучше помогите ей немного наладить дневной режим. «…очень полная, совсем перестала двигаться». Если есть возможность, пойдите с ней немного погулять. Если она совсем не может ходить, сделайте ей массаж. Вы не сможете ее изменить. Просто дайте ей немного любви.
Желаю вам терпения и мудрости!