Собираюсь поступать на специальность, которую я не хочу. Уже поздно что-то менять?

Вопрос психологу:
Я получил средне-специальное образование, которое не хотел. Сейчас я учусь на подготовительных курсах в Чехии, и собираюсь поступать на специальность, которую я не хочу. Да, это Европейское образование, но я не хочу быть Филологом. У меня есть мечта стать кинорежиссёром. Я имею определённый опыт в этом деле, в 19 я снял рекламу мороженного, до этого настраивал свет в тв-студии, и я прекрасно изучил как всё работает. Я хочу участвовать на кинофестивалях, и затем пробиться в большое кино. Практика показывает, что этот путь долгий и тернистый. Но если я не начну сейчас, то когда ? Я не хочу тратить деньги родителей на образование которое мне не нужно, но они хотят, чтобы я учился. Просто мне уже 20 лет, в моём возрасте (даже в более раннем возрасте) некоторые становятся миллионерами, успешными артистами, преуспевают в вещах о которых они когда-то грезили. А я просто мусор по сравнению с ними, я хочу пойти за своей мечтой, и стать счастливым. Но опять же, мне уже 20 лет, поздно ли что-то менять ? Если я пойду за мечтой, это будет глупо и безответственно ? Или же, это будет тем, что я был обязан сделать для себя ?
Мне искренне жаль своих родителей, которые пашут, обеспечивают 20-ти летнего оболтуса, чтобы он смог получить престижное образование, чтобы он мог иметь стабильную и высокооплачиваемую профессию. А в итоге он возвращается, и говорит, что больше не хочет учиться, и что хочет ринуться в погоню за мечтой.
Мне искренне их жаль. Но я не буду сидеть у них на шее, я не буду паразитировать на них, я никогда не избегал работы и труда. Я смогу себя обеспечить, чтобы просто жить.
Мне нужен беспристрастный взгляд опытного специалиста, как мне следует поступить ?
Автор вопроса: Александр Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Макаренко Амалия Алексеевна.
Здравствуйте, Александр!
«Мне нужен беспристрастный взгляд опытного специалиста, как мне следует поступить?». Вы просите то, что ни один беспристрастный взгляд и самый опытный специалист Вам дать не сможет. Так же как и Ваши родители не могут решать за Вас, как Вам поступать и распоряжаться своей жизнью. Вам следует осознать, что Ваша проблема состоит даже не столько в выборе дела, которым Вы, возможно, будете заниматься, сколько в страхе взять на себя ответственность за этот выбор и его последствия. Если Вы чувствуете в себе сильное желание заниматься кино, то что Вас останавливает? Родители, которые пытаются написать Вам сценарий Вашей жизни, сложный путь и не гарантированный успех? Что-то еще? Это важные вопросы, которые позволят Вам получить ответ на тот самый вопрос, как Вам поступить. «Цепляющей» и настораживающей в Вашем тексте является использованная Вами идиома «оболтус». Очевидно, что когда Вы называете себя таким образом, Вы находитесь в родительском Эго-состоянии (т.е. воспроизводите суждения, предписания, оценки, эмоциональные реакции родителей). Это точно не позволит Вам сделать верный выбор, так как он попросту не может быть полностью Вашим. Поэтому Вам необходимо отключать это состояние, которое не позволяет Вам быть в полной мере в контакте с реальностью и включать состояние взрослого, проявляющего организованность, хороший уровень адаптивности, способного к критичной оценке, строгой рассудительности и самоконтролю.
Следующим, на мой взгляд, тревожным высказыванием является приведение примера о двадцатилетних миллионерах, сравнение с которыми Вас для себя самого превращает в «мусор». Такие истории успеха существуют, но, сколько их относительно всех двадцатилетних людей? Согласно Вашей логике подавляющее большинство молодежи, да и зрелых людей «мусор», что, конечно же, не так. Ориентироваться нужно на себя, а не на людей, у которых был ресурс, которого у Вас нет. Такие сравнения кроме самоуничижения ничего Вам не принесут.
Ваша «тревога» о том, что Вам уже двадцать, очень тесно связана со сравнением себя с успешными 20-летними людьми. Это все об одном. Плохой контакт с реальностью. Вам кажется, что Вы уже так много прожили. Конечно это ВСЯ Ваша жизнь, но отсутствие перспективы или ее туманности как раз говорят о том, что Ваше восприятие времени несколько даже не тянет на 20 лет.
Поговорите с родителями, объясните, что Вам не нравится специальность, которая нравится им. Если Ваши родители гибкие люди, то они должны понять и помочь, если нет, это тоже нужно принять.
Ввиду того, что Ваша мечта связана с наличием определенных способностей, важно реально осознать у себя их наличие/отсутствие. Важно понять, чем Вас так влечет кино? Популярность? Материальный успех? Возможность коммуникации с людьми посредством кино? Выход за пределы обыденности? Что?
Если в Вас действительно живет художник, то он вряд ли даст Вам спокойно жить в случае, если выбор будет не в его пользу. Если это юношеская амбиция, в отрыве от реальности, то случится падение. И к этому нужно быть готовым. А также готовым к тому, что в жизни невозможно быть готовым ко всему. Вы, как человек, мечтающий связать свою жизнь с кино, наверняка знаете, что в самых талантливых кинокартинах зритель никогда не может предсказать, что будет дальше по сюжету и чем закончится история героев. Тревога неопределенности пронизывает всю человеческую жизнь, что мастера кино показывают в своих шедеврах.
Предложу Вам психологическую технику, которая близка Вашей тематике. Она называется «Фильм о своей жизни». Эта техника направлена на то, чтобы внимательнее всмотреться в то, чем является наша жизнь.
Примите комфортное положение тела, сидя или лежа, и закройте глаза. Вообразите, что Вы являетесь зрителем фильма о своей жизни. В каком месте и в какое время происходит действие кинофильма? Каков его основной сюжет? Кто его главные и второстепенные действующие персонажи? Чем они заняты? Кто режиссер-постановщик этой кинокартины? Есть ли у нее продюсер? В чем состоит кульминация сюжета? Каково окончание фильма? Что чувствуют и о чем думают зрители, когда фильм заканчивается?
Какие выводы можно сделать после просмотра кинокартины?
Напишите эссе на просмотренную кинокартину (подберите для этого самую лучшую бумагу и ручку, которой будет приятно писать). Поделитесь написанным с кем-то из близких людей, кому можно довериться и по душам поговорить.
Попробуйте следующую технику. Вам понадобиться лист бумаги (ватман, разделенный пополам) и средства для рисования (все что есть). Направьте внимание на глубинное внутреннее пространство (грудь, живот, таз), усильте ощущение этого пространства, наполняя его своим дыханием. Вслушайтесь в телесное чувство этого пространства — в то, как оно ощущается. Задайте себе вопрос: в чем сейчас главная направленность моей жизни? Каков сейчас мой ведущий актуальный смысл, который поможет мне следовать этой направленности? Не отвечайте на вопрос; оставаясь с ним, приступите к «Ведомому рисованию» — пусть говорит Ваше тело. Начните с движений, которые случаются как бы сами собой, и при этом внимательно выслушивайте свой внутренний отклик на эти движения. Ничто не должно предопределять их — никакие предваряющие образы и установки. Вначале Вы будете производить много «лишних» движений, но в какой-то момент Вы почувствуете, что совершаете какое-то «правильное» для себя движение — его выполнение идет в полном согласии с внутренним переживанием и сопровождается чувством это то, что надо. Теперь Ваша задача — следовать за этим откликом соответствующими движениями по листу бумаги; выверять, насколько соответствует внутренний голос его графическому выражению. Своими движениями Вы как бы узнаете и выслушиваете свой отклик. Следуя за этим соответствием, Вы постепенно откроетесь тому, что ведет Вас изнутри, войдете в контакт со своим внутренним стремлением и начнете раскрывать его. Когда Вы надежно встройтесь в этот поток, Вы почувствуете, что голос внутреннего ведущего усиливается и процесс разворачивается по своей собственной внутренней логике. Следуйте ей — позвольте процессу вести себя, никак не управляя им. Со временем, возможно, Вы «упретесь» в движение, которое далее не развивается. Назовем его «фиксированной графемой». Проделайте ее еще несколько раз, чтобы убедиться, что сейчас Ваш процесс завершен. Какое слово, образ, вытекает из этого телесного чувства? Можете ли Вы подобрать слово, передающее суть ощущения? Мягко откройте глаза. Напишите слово; выразите в рисунке свои чувства и переживания, которые Вы испытываете сейчас. Как мог бы выглядеть этот опыт, если Вы выразите его в рисунке?
Попробуйте еще одну технику.
Возьмите три листа и нарисуйте на них трех разных стариков, которые удовлетворены своей жизнью. Напишите на отдельном листе, что позволяет каждому из них чувствовать себя так хорошо. Как они устроили свою жизнь так, что это обеспечило им счастливую старость? Что каждый из них может Вам посоветовать в Вашей текущей жизненной ситуации?
Желаю Вам правильного решения. В жизни нужно быть смелее, а то так и останешься наедине со своими мечтами.
Всего Вам самого доброго!