Мама обрушивает на меня шквал оскорблений.

Вопрос психологу:
Добрый день! Я учусь в другом городе по контракту, все мои расходы оплачивают родители. Если точнее, то папа. Мама сидит с братом с его рождения (ему сейчас 10). Сейчас у папы сменилась работа, теперь ему приходится очень тяжело, работа не нравится, зп меньше. Я задержалась на один лишний курс, так как меняла специальность на ту, что мне ближе, проще, интереснее, на предыдущей была неподъемная сложность, начались проблемы со здоровьем из-за недосыпов, вечной учёбы и прочего. Сейчас приехала в родительский дом на три недели. Папа работает в другой стране. Так что дома только мама и брат. И я ссорюсь с мамой через день. Такого не было с подросткового возраста. Мы уже лет 5 общаемся как подруги, я ей очень доверяю, уважаю, люблю. Я не понимаю почему у неё изменилось ко мне отношение так. Меня постоянно теперь попрекают тем, что содержат меня. Справедливости ради я замечу, что я проходила в родном городе на бюджет на все специальности, но уехала в другой, потому что родители настаивали выучить меня в более сильном вузе пока есть возможность. И я долго думала надо ли оно вообще. Теперь когда меня попрекают этим я не знаю как браться за учёбу, у меня нет никакого желания, словно я беру чужое, незаслуженно или что-то такое. Ругань не только по этому поводу, из-за любой мелочи на меня обрушивается просто шквал оскорблений и припоминается любая моя ошибка. У меня ощущение, словно она не хочет со мной как раньше общаться. Потому что человек устраивает ссору из-за всего. Буквально из-за всего. И может быть такое, что мы говорим о чём-то, потом каким-то сложным путем ей придёт в голову мысль, что я вчера что-то сделала не так и она просто сразу приплетает это и начинает меня не просто ругать и говорить, что я сделала что-то не так, а оскорблять. Я пыталась отмалчиваться, пыталась приводить аргументы, что только не делала. Но ничего не помогает. Даже какие-то обычные фразы мама умудряется перевернуть и сделать их них повод для ссоры. Из самого дурацкого: мама приехала в мой город, там купленная папой мне квартира, шли после общественного мероприятия, говорю "ой, я так устала сегодня от людей, сейчас бы книжку в тишине почитать" - "Ах вот как, мы тебе уже надоели, больше не приедем, ещё одна такая фраза и мы идём к нотариусу, переписываем квартиру на меня, ещё в нами же купленную квартиру нас не будут пускать". Я была в шоке. Один раз ссора была настолько абсурдна, что я не сдержала улыбку, пока она кричала. Я очень жалею, потому что тогда был просто ад. Мама говорит что у неё депрессия, её всё достало, она не хочет никого видеть и была бы счастлива, если бы нас рядом не было.. Это очень обидно слышать. Я приезжаю раз в полгода и скоро снова уеду. А запомню с этой поездки я вечнокричащую мать, которая была не рада, что я приехала. Я хочу последнюю неделю прожить в мире с близким человеком, но не знаю как. Подскажите, пожалуйста.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Тесленко Наталья Николаевна.
Добрый день Екатерина. Ваша мама сказала, «у неё депрессия, её всё достало, она не хочет никого видеть и была бы счастлива, если бы нас рядом не было», такие слова действительно очень обидно слышать, тем более от мамы. Но то, о чем она говорит о себе, очень серьезно, при таком состоянии ей трудно сдерживаться, и, вероятней всего, она срывается на вас, выпускает свою злость. То есть вы не являетесь причиной ее расстройств, она просто благодаря вам сбрасывает с себя накопившиеся эмоции. Возможно накопившиеся за полгода. Конечно же это совсем не конструктивный и, как сейчас принято говорить, не экологичный способ избавления от негативных эмоций. Она делает этим больно вам. Но по-другому она не может. Каковы истинные причины такого поведения, никто кроме нее не знает, и повлиять на нее вы не сможете. Возможно ей тяжело без мужа, который находится далеко. Ее отношение к вам изменилось 5 лет назад, значит что-то изменилось в ее жизни.
Но вы действительно не обязаны быть мишенью для битья, вы должны себя защитить. Во-первых, вам нужно поинтересоваться у мамы почему ей сейчас тяжело, почему ее «все достало», поговорите с ней, может ей нужна поддержка, помощь, как моральная так и физическая, вы ведь раньше были подругами, вот и поинтересуйтесь по-дружески о ее состоянии, жизни. Вам очень обидно слышать от нее такие слова, но у нее тоже есть боль. Может быть ей не хватает вас, ведь вы редко видитесь. Можете так и сказать: «Мама, я вижу что тебе плохо, давай поговорим как подруги, как раньше, потому что я очень расстраиваюсь видя тебя такой, мне очень грустно, что я скоро уеду с таким грузом».
Если она не пойдет на контакт, не захочет раскрыться вам, то не давите, не просите, оставьте за ней это право, может она захочет позже. Главное вам нужно рассказать ей о своих чувствах, о том, что расстраиваетесь, что вам обидно. Может быть она настолько сама подавлена, что даже не замечает, как делает своей дочери больно, и после ваших слов, возможно она «очнется». Если же у нее не появится больше теплоты к вам, то оставьте за ней это право, примите ее такой. И решите для себя на будущее, либо вы будете жить две недели таким образом, либо, если вам дается это очень тяжело, то в можете не приезжать, так и объяснив ей, что ей тяжело, когда вы приезжаете, и вам очень тяжело находиться дома, вы любите их и что вам очень жаль. Будьте готовы к тому, что она разозлится на вас, даже скажет очень нелицеприятные слова, вроде: ты мне больше не дочь, бесстыдная и пр.
Конечно же это с одной стороны печально, что вы не можете приехать в родной дом, но если в вашем родном доме вам тяжело, к вам такое отношение, то зачем же истязать себя, терпеть. Это не значит, что вы не любите родителей и свою семью, просто вы ограждаете себя от оскорблений.
Желаю Вам всего доброго!
Буду рада вашим вопросам.