Единственная дочь не идёт на контакт.

Вопрос психологу:
Моей единственной дочери 27 лет. В 2002 году (ей было 9лет) я вышла замуж за немца и мы переехали жить в Германию, в Берлин. Отношения между мужем, дочерью и мной складывались трудно. С 13 лет она попала в кинематограф и очень успешно стала реализовываться в этой области. Я старалась тоже встать на ноги, чтобы не зависеть от мужа. В чужой стране это очень трудный и долгий процесс. Поскольку моя девочка тоже очень много работала, мы не могли найти достаточно времени для общения( к сожалению у неё как раз начался подростковый возраст, общения не хватало катастрофически), но я пыталась встать на ноги, расходилась и сходилась с мужем и мои проблемы выходили большей частью на первый план, да и доченька моя всегда была чутким и верным человечком: поддержит всегда, но в какой-то момент я стала чувствовать, что она всё больше и больше отдаляется. А тут ещё и проблемы у неё начались с работой: закончился сериал, в котором она играла 4 года главную роль. Она потеряла круг своего общения и друзей: все были из разных стран. Я ей помочь не могла, более того, её начавшиеся неудачи на кастингах объясняла её плохой формой ( она начала на мой взгляд слишком поправляться и т. д). Дочь очень обижалась на меня, мы часто ссорились. К тому времени она уже давно жила отдельно от меня, и виделись мы редко, больше общались по телефону, да и то не так часто, как мне бы хотелось. В 2017 году она познакомилась со своим будущим мужем, он американец и старше её на 15 лет. Он приезжал часто и они жили то здесь, то там, у его мамы. В конце года я первый раз поехала в Америку, на Рождество и их помолвку. Всё складывалось прекрасно, но отношения (и без того очень натянутые) между дочерью и моим мужем разладились вовсе и я оказалась буквально между двух огней. Я полностью встала на сторону дочери ( или она на мою) и муж подал на развод. Ни я, ни дочь этого не ожидали, хотя он часто грозил и мы уже к этому привыкли. У дочери к этому времени уже было подано заявление в ЗАГС и назначен день свадьбы. Они улетели в Америку, а я начала отрабатывать дни для будущего свадебного отпуска-работала без выходных и параллельно занималась разводом с мужем, сбором различных документов, походами к адвокату и т. д. На свадьбу прилетела выжатая, как лимон, с мыслями, что буду всем в тягость: дочь поговаривала о том, чтобы я переехала к ним. Но я прекрасно помнила, как сложно начинать жизнь на новом месте без языка и знания менталитета. Поэтому на свадьбе я себя ощущала совсем чужой : одна, уставшая, да и дочь неожиданно показалась мне совсем плохо воспитанной и абсолютно не такой, как мне хотелось(тогда) чтобы она должна была быть. Я теперь понимаю, что все фазы её развития прошли мимо меня, но тогда я этого не понимала и думала, что как-то могу её ещё улучшить, так сказать, придать ей «товарный вид». Одновременно я лихорадочно прикидывала, могу ли действительно переехать к ним и чем я буду тут заниматься. А они были, само собой заняты подготовкой к свадьбе. Я же из-за ощущения своей беспомощности, стала пытаться, как мне тогда казалось, помогать, а по сути влезать в чужой уклад со своими предложениями ( без языка это ещё то удовольствие). Атмосфера понемногу накалялась. Вечером накануне свадьбы мы с дочерью поссорились в общем-то из-за мелочи, но я уже совсем устала от всех перелётов-недосыпов-нервотрёпок, а больше всего из-за невозможности нормально объясняться. И на свадьбе я была уставшая, и разделить, как надо, всеобщую радость была просто не в состоянии. Молодые сразу уехали на три дня со всеми гостями. Мы переписывались с дочкой по Whatsapp и, как мне казалось, было вроде всё не плохо. А по приезду грянул гром: дочь предложила мне с ней поговорить. Я, не подумав, согласилась( она тоже была уставшей после всех празднеств). Слово за слово и мы очень сильно поссорились. Самое обидное из всего то, что она вдруг обвинила меня в том, что я ей завидую, и когда я в ответ на это сказала, что мне было стыдно за неё и за то, как она себя вела на вечере перед свадьбой ( на мой взгляд, слишком панибратски обращалась с одним пожилым артистом, приехавшим на свадьбу), она вышла из себя и предложила мне сейчас же уехать. На что я и согласилась, ещё не понимая, что творю безвозвратное. Я помчалась собирать чемодан, она тоже, как мне кажется, не ожидала такого поворота. Сказала-останься, переночуй, полетишь завтра. Но я то думала, что она одумается и попросит прощения. Как теперь мне ясно, прощения на тот момент лучше было бы попросить мне.. Как бы то ни было, я уехала на такси даже ни с кем не попрощавшись, так как мне было сказано, что такси будет через 7 минут. Я ещё надеялась, что они повезут меня сами, и я по дороге смогу ещё как-нибудь поправить ситуацию, но в результате, просидев всю ночь и почти весь день после 12-часового перелёта, приземлившись в Берлине и переговорив с моим братом, который вёл переговоры с моей дочерью (его племянницей), я написала письма с моими извинениями в адрес матери мужа дочери и для него самого, и пару слов с извинениями для дочери. Приняла снотворное и утром, проснувшись и обнаружив три ответа на мои извинения, почти облегчённо вздохнула. После того, как мне удалось перевести их ответы, я почувствовала, что земля уходит из-под моих ног. Майк- муж дочери-написал что он страшно расстроен, что у его жены такая мать и что я заслуживаю своего мужа, так как мы с ним два сапога пара. Кроме этого, написал, что он против моего общения с дочерью и просит меня ей не писать и не звонить. Примерно такое же письмо я получила от его матери, хотя до моего отъезда, как мне казалось, у нас с ней сложились очень хорошие отношения. И с мужем дочери вплоть до этой ситуации были прекрасные отношения и в наших с дочерью размолвках он был всегда на моей стороне. С тех пор мы больше ни с кем не общаемся. Дочь с супругом через месяц после этих событий приезжали в Берлин и съехали с квартиры не повидавшись со мной и уехав жить на постоянное место в Америку. Дочь через месяц мне написала, что я не вхожу в круг людей, с которыми ей хотелось бы общаться и что она надеется, что в следующую нашу встречу мы будем более бережны к друг другу. Перед их отъездом из Германии я попробовала как-то с ней связаться. Но она не ответила на звонок и на мои смс-ки. А на email пришёл ответ, в котором она в первый раз назвала меня не мамой, а по моему имени, что теперь у неё обычное дело. Во втором и последнем письме ко мне, она в очень резкой форме сказала, что я была всегда плохой матерью и высказала разные другие множественные укоры в мой адрес. С тех пор на все мои попытки с ней связаться отвечает молчанием. Так же перестала общаться с моим братом, когда тот пытался вызвать её на разговор и оправдать меня. Твердит, что никто меня не знает и что я плохой человек, который никогда не любил своего ребёнка и вообще не умеет любить никого, кроме себя, что я даже не попыталась узнать, как ей живётся сейчас и как у неё дела. Хотя это совсем не так, на любые мои попытки как-то наладить подобие контакта было ответом её полное молчание. Общается она со снохой( женой брата) и бабушкой- моей мамой. Я не знаю, что и думать. Связаться ни с кем из её теперешнего окружения не могу - языковая проблема. Она обвиняет меня и в детских её больших обидах, хотя толком ничего не помнит и все попытки и предложения встретиться вместе всем и попытаться как-то разобраться и поговорить остаются без ответа. Пишу ей давно уже длинное письмо-исповедь за всю нашу жизнь с нею( очень много нам пришлось пережить), но отправлять его боюсь, а вдруг что не так опять поймёт. Мне мои чувства нужно на русском излагать, ей же читать по -русски не так просто да и словарный запас, мне кажется, может её подвести. Лететь туда одной я боюсь. С мужем-немцем мы опять помирились и он мне во многом теперь очень помогает-впервые за все наши совместные годы. И, странное дело, с дочерью моей у них завязалась переписка:сначала на деловой почве, теперь вроде как потихоньку и на общие темы.. Вот такие дела. Ещё хочу сказать, что я чувствую себя очень виноватой и была бы согласна с любыми её условиями и обвинениями, только бы дала возможность нам увидеться. Я знаю по своему опыту, как могут быть несправедливы и обидны родительские поправки и претензии- сама проходила эту фазу с моей мамой. Мечусь из одной моей фантазии в другую и оказываюсь постоянно в тупике. Здесь я уже давно работаю с психологом, но она не очень опытна и я не получаю от неё практически никаких советов, найти же хорошего психолога здесь очень сложно. Помогите, пожалуйста, советом, если сможете. Извините, пожалуйста, за такое длинное сообщение. И спасибо, что выслушали.
Автор вопроса: Марина Возраст: 57

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Марина!
Я с большим интересом прочла ваше письмо. Это, и правда, очень больно, когда теряется контакт с единственной дочерью. Я очень сочувствую вам.
Так сложилось, что в детстве вы мало внимания уделяли своей дочери. Вы не виноваты. Реализовать себя в чужой стране очень нелегко. Вы, скорей всего, ни физически ни психологически не могли решать несколько задач одновременно. Я не сомневаюсь, что вы для своей дочери сделали все, что было в ваших силах.
Из-за вашей постоянной занятости между вами появилась вынужденная дистанция. Дочери не хватало вашей поддержки. Но эта дистанция имела и свои плюсы. Дочка рано стала самостоятельной, легко повзрослела.
Психологи делят жизнь человека на несколько этапов. На каждом этапе возникают определенные жизненные задачи. Если задачи не решать, в жизни начинаются всякие несложения.
Когда ребенок достигает совершеннолетия, наступает этап сепарации. В это время родители постепенно принимают взрослость ребенка и отдают ему ответственность за его жизнь. Ребенок становится взрослым, когда приобретает профессию, способен наладить свой быт, готов нести ответственность за результаты своих решений.
В вашей семье сложившаяся ситуация с вашей личной жизнью и постоянной занятостью облегчила сепарацию для дочери и усложнила жизнь вам. Вы пропустили некоторые этапы из жизни дочери. Наверное, вам казалось, что вы решите свои проблемы и еще успеете заняться воспитанием дочери, получите удовольствие от общения с ней.
Воспитательная функция родителей на этапе сепарации заканчивается. Сожалею, что вы не успели в полной мере насладиться материнством. Теперь вы можете общаться как 2 равноправных взрослых человека, уважая желания и решения друг друга.
Родители всегда болезненно переживают процесс сепарации. Отношения становятся непривычно другими. Грусть, печаль, тоска долго не отпускает материнское сердце.
Ваша дочь сепарировалась, а вы продолжаете относиться к ней как к своей малышке. Из-за этого и произошли все ваши конфликты. Вы правильно все понимаете, что воспитывать взрослую дочь уже бесполезно. Она сама решает, как ей жить, даже если вам что-то не нравится.
Вы сами заметили, что вы влезали «в чужой уклад со своими предложениями». Ваши действия в критические моменты очень импульсивны. Вы легко обижаетесь, торопитесь принять решение (например, с отъездом). Потом, анализируя ситуацию, вы начинаете видеть свои ошибки, понимаете, как правильно нужно было поступить.
Если вы хотите наладить отношения с дочерью, меняться придется вам. Хорошо бы с психологом проговорить все ваши эмоции, связанные с сепарацией. Важно перестроить ваше восприятие дочери в связи с ее самостоятельностью. Необходимо понять, что ваши отношения смогут существовать, только если вы научитесь дарить ей любовь и поддержку. Права на воспитание, критику, замечания, не прошеные советы у вас уже нет.
А вот шанс наладить отношения есть. Дочь же написала, что «она надеется, что в следующую нашу встречу мы будем более бережны к друг другу». Только не нужно выяснять отношения. Сделайте паузу. Не ищите возможности контактировать с дочерью, пока она против. Вы же через родственников знаете, как она живет. Поработайте с психологом, перестройте свое отношение и восприятие, научитесь слышать чужое «нет», чтоб не доводить ситуации до критических состояний.
Если вы недовольны своим психологом, вы можете работать со мной по скайпу или выберите любого другого психолога на нашем сайте.
Я желаю вам женской мудрости!