Отчим меня контролирует. Как подготовить родителей к тому, что я собираюсь жить отдельно от них?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Живу с родителями, учусь в вузе на хорошую профессию. Стала задумываться о том, чтобы съехать и начать жить самостоятельно. Есть вариант жилья, где оплачивать только коммунальные услуги, недалеко от вуза, а так же предполагаемое место работы, куда меня пригласили на собеседование. Мой отчим (родители развились давно) мне как родной отец, так как воспитывал с малых лет, но факт того, что я повзрослела, принимает в штыки. Контролирует все, что связано со мной ( в т.ч социальные сети, круг моего общения, иногда доходит до фотографий в моем же телефоне, музыки, сообщений, расходов с карты). Упрекает тем, что я живу за их счет и когда я говорю о том, что хочу жить отдельно, заявляет, что я не справлюсь и не готова ( сами они уже в 16 лет были самостоятельны и когда я это упоминаю, то они говорят, что время разное и я не смогу). По их разговорам можно понять, что для них в идеале чтобы я была под их боком лет до 26, под их полным контролем, а потом сразу рожать и замуж. Говоря о муже, всех лиц мужского пола, которые так или иначе контактируют со мной, не принимает за людей, постоянно пытается принизить их в моих глазах, указывая на недостатки, даже внешне. Мой молодой человек, однокурсник, потенциально хочет жить со мной и очень стремится им понравится, но я понимаю, что он заведомо проиграл эту войну. Как подготовить родителей к тому, что я собираюсь жить отдельно от них, получать второе высшее заочно и работать? Как показать им, что я уже не маленький ребенок и что не надо оберегать меня от жизненных проблем и ошибок?
Автор вопроса: Анна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Анна.
Обратная связь по вашему письму. Вам 20 лет, вы хотите жить отдельно от родителей, есть вариант квартиры и работы. Но отчим чрезмерно контролирует вас, ваши расходы, общение и т.д.
Вы хотели бы узнать, как показать родителям, что вы уже не маленький ребенок и что не надо оберегать вас от жизненных проблем и ошибок.
Есть такое понятие в психологии как сепарация от родителей. Это процесс двухсторонний. Сепарация – это отделение от родителей, физическое (жить отдельно), психологическое (эмоциональная независимость). Вы будете жить отдельно- это уже хорошо, но бывает люди живут отдельно и всю жизнь зависят от родителей эмоционально, психологически. Вот на это я бы хотела обратить ваше внимание. Как отделиться эмоционально? Эмоционально независимый человек – это взрослый человек, который полностью отвечает за свою жизнь, не зависит от мнения родителей (их критики, мнений). Если вы будете материально зависеть от родителей, то отстаивать свою независимость будет сложнее, родители будут считать, что имеют право вмешиваться в вашу жизнь до тех пор, пока вы зависите от них материально.
Важно еще понять, что ваши родители тоже должны от вас отделиться психологически, иногда взрослым это сложнее, чем их детям, потому что проблемы с супругом, социальная нереализованность, а ребенок дает это чувство значимости и нужности, к тому же поддерживает эмоциональный и психологический баланс в семье. Что же будет, когда вы уйдете? Это неосознанный страх родителей, они это могут не понимать. Родители должны внутренне признать вашу взрослость, самостоятельность и отпустить вас, а это займет какое-то время.
А еще, конечно, это страх за вас, что вы можете наделать глупостей и ошибок, стремление огородить вас от трудностей и опасностей жизни. Но, чем раньше вы начнете самостоятельную жизнь, тем быстрее повзрослеете.
Все это на словах не всегда понятно и можно считать пустыми фразами, я думаю, вам нужны конкретные рекомендации.
1. Постарайтесь материально не зависеть от родителей.
2. Примите родителей с их недостатками. То, что они вас так контролируют, это их эмоциональные проблемы (проблемы из их детства). К сожалению, если вы не установите границы, то со временем этот контроль может только усилиться.
3. Принимайте сами решения и не меняйте их под давлением родителей.
4. Родители могут устраивать скандалы, истерики, манипулируя вами, с целью навязать свое мнение. (Это не обязательно, но может быть и такое) Для них ваша самостоятельность может быть болезненным процессом. Отношения могут даже ухудшиться, когда вы начнете жить самостоятельно.
5. Что делать в таком случае? Важно не поддаваться манипуляциям (цель манипуляций всегда отстаивание своих интересов).
- если вы поняли, что это манипуляция, главное не вступать в конфликт, оставаться спокойным. Представьте на их месте ребенка, который истерит, когда у него отбирают любимую игрушку.
-Спросите родителя (отчима): правильно ли я вас поняла? (повторите его слова)
-отметьте, что согласны: у него может быть свое мнение, а у вас свое.
-укажите, что не согласны делать так, как они желают (или предложите компромиссное решение)
-можете включить заезженную пластинку: спокойным голосом, не спеша, с паузами повторяйте 2 и 3 раза свое мнение, свое решение.
6. Вам нужно будет отстаивать свои границы, методично, постепенно и постоянно. Говорите о том, что это ваш телефон, ваша квартира, которую вы оплачиваете, ваша жизнь и т.д.
7. От вас также зависит, чтобы отношения оставались хорошими и добрыми. Дайте понять своим родителям, что вы их также любите и их мнение для вас по-прежнему важно. Советуйтесь с ними, но оставляйте за собой всегда право на свое мнение и свое последнее слово. Это ваша жизнь, и вы имеете право на свои ошибки и на свои победы.
8. Скажите себе, что родители имеют право на все чувства, которые они выражают, и вы тоже.
9. Как конфликтовать, не портя отношения, говоря при этом о своих чувствах?
- выждите время (обычно несколько секунд, чтобы успокоиться и распознать цели собеседника и свои чувства)
-скажите собеседнику о том, что хорошо в ваших отношениях (родителям о том, как и за что вы их цените и любите). Это сообщение может быть большим -80%, не скупитесь на похвалу и хорошие слова, так легче будет добиться своего!
-далее скажите о том, что вы в данный момент чувствуете (может быть злость, раздражение и даже гнев, обиду или вину)
-далее ваша конкретная просьба: я хочу, чтобы… или я желаю, чтобы…
Рада, если смогла вам помочь.
Если появились вопросы, задавайте и напишите свое мнение, что было полезного, ценного?
Удачи вам!
Ваш психолог Костюкова Наталья
Skype LIA KOS
________________________________________________
PS: Жизнь у нас одна, и мы ее сразу пишем на чистовик.