Чувство вины перед родителями. Часто меняю работу, в их глазах я очень ленивая и наглая.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Отношения с родителями я могу описать как близкие и хорошие, но в последнее время я чувствую вину перед ними.
Мне 26 лет (я не замужем) , нас 3 детей в семье , я старшая. Университет закончила когда мне было 21 (по образованию финансист), но к сожалению в течении года было тяжело найти нормальную работу так как не было опыта, и я была год без работы, далее нашла работу оператором колл центра в банке , но это оказалось просто каторгой, каждый день на работе я молилась чтобы он закончился, в итоге меня хватило на месяц и я ушла. Родителям рассказала обо всем и как мне было плохо , но они не очень поняли и упрекнули меня в том что работа это не бить баклуши и надо было поработать больше . К счастью, после этого удалось через знакомых сразу устроиться в др банк на примерно такую же должность, но там было все куда лучше и я работала хорошо , прошло 10 месяцев ,отношения с начальством испортились и это начало сказываться на мне , я чувствовала стресс большой и в конце концов тоже была вынуждена уйти с банка , родители вновь Мало меня поняли. За последние несколько лет я сменила несколько мест работы с примерно похожими ситуациями и должностями . Я пыталась искать работу по др должности , но без знакомых почти нереально найти. Сейчас я работаю в одной компании , также на телефоне продажником , коллектив возрастной довольно , работа не приносит мне удовольствия хотя работаю только неделю и уже мысли о том чтобы уйти . Я боюсь реакции родителей , мне кажется что в их глазах я очень ленивая и наглая , они не понимают что я хочу найти себя и найти место где мне было бы хорошо , я не хочу страдать и не хочу портить с родителями отношения ! Правильно ли я делаю что не слушаю родителей, а слушаю свои ощущения ?
Спасибо большое !
Автор вопроса: Камила Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Камила!
Поиск своего предназначения всегда сложная задача! И, порой, получение образование даже не его начало, а всего лишь одна из вех на этом пути.
Понятно, что иногда от нас ждут отдачи за «вложенные» в нас усилия и ресурсы и это может быть продемонстрировано очень откровенно и безжалостно со стороны тех же родителей. Но в том, что это не всегда удается сделать сразу есть много причин, среди которых и влияние родителей на выбор профессии, чрезмерная опека с их стороны, которая иногда приводит к беспомощности в самостоятельных поисках работы и неуверенности в своих силах.
Но, даже несмотря на авторитарное воспитание и возможное давление со стороны родителей, есть гораздо больше причин, которые кроются в самом человеке и мешают ему делать выбор и двигаться в сторону собственной реализации.
Если в выборе Вами будущей специальности Вы все-таки руководствовались собственными интересами и стремлениями, то рекомендую Вам подойти к дальнейшему поиску себя в соответствии с небольшим планом.
Для начала определитесь, какая из разновидностей деятельности Вам нравиться больше всего. В любой профессии всегда есть такая возможность. Например, если больше нравиться общение с людьми, то следует двигаться в этом направлении, если же контакты с другими даются Вам не особо легко, то имеет смысл рассмотреть деятельность, в которой таких контактов будет по минимуму. Например, аналитическая работа не всегда сопровождается повышенным общением с другими, тогда и ориентироваться в поисках следует именно в направлении не активных продаж определенных финансовых продуктов, а, например, деятельностью планирования, финансирования и учета связанных с финансами.
Когда опыта недостаточно, конечно, не всегда есть возможность такого большого выбора. Но, например, работа в бухгалтерии или в планово-финансовом отделе будет больше соответствовать менее контактному виду деятельности финансиста. Вот и следует рассматривать будущий опыт именно в этой плоскости.
Возможно, все Ваши работы, которые так неприятны Вам были рекомендованы знакомыми или друзьями Ваших родственников в связи с представлениями о том, что здесь можно более быстро набраться необходимого опыта и больше возможностей для карьерного роста. Однако, и Вы могли не озвучить собственные приоритеты, поэтому и поиск и предложения были именно этого направления.
Теперь о самостоятельности в поиске работы вообще. Приятно, конечно, что родные не оставляют Вас без своей помощи и поддержке на первых, самых сложных этапах трудоустройства. Однако именно потому, что они помогают Вам с этом сейчас и кроется появление того чувства вины и переживаний за неоправданные их ожидания в плане достижения Вами финансовой и прочей самостоятельности, которое Вы сейчас испытываете.
Возможно, Вы опасаетесь ответственности за самостоятельные решения в этом направлении. Возможно, боитесь потерять эту поддержку в будущем. Но дело обстоит так, что чем больше Вам будут помогать, тем больше будут ждать от Вас результата и благодарности, тем меньше будут считать Вас самостоятельной и верить в возможность самостоятельно достигнуть что-либо важное в Вашей жизни. Так что придется делать выбор – отказаться от помощи в этом вопросе и самой брать ответственность за свои решения и действия, или продолжать соглашаться на «помощь» и переживать и мучаться за неуспехи на нелюбимой работе.
Право на самостоятельность иногда нужно не просто просить или ждать, а брать в свои руки и не бояться столкнуться с возможными трудностями в связи с его реализацией.
А родители, какие бы они требовательные не были бы, надеюсь, всегда поддержат Ваше желание самоопределиться, особенно, если Вы не будете пасовать перед сложностями и не искать виноватых в том, что на очередной работе не смогли долго задержаться. Иногда для возможности «пережить» период становления в новом коллективе нужно просто изменить собственную мотивацию для этого. Не надеяться, что следующая будет лучше предыдущей, а найти возможность на имеющейся реализовать или усовершенствовать свои навыки и приобрести недостающий опыт для движения дальше.
Хорошо, когда при этом получаешь удовольствие от того, что приходиться делать. Но такое бывает не всегда и не сразу. Для этого необходимо приобрести этот самый опыт и навыки, которые, понятное дело, сами по себе не появятся и не будут замечены для более перспективных предложений в плане профессионального роста.
Вы спрашиваете: «Правильно ли поступаете, что слушаете свои ощущения». Правильно! Но, кроме этого, хорошо бы чтобы эти ощущения было с чем сравнивать. Ведь очень сложно это делать, не имея достаточного опыта в этом вопросе. И может вполне оказаться, что ощущения неудовольствия от очередной деятельности связана не с самой деятельностью, а с невозможностью, например, быть лучшей в ней уже сейчас, или, например, неумением признавать свои ошибки, или даже неумение обращаться за помощью и принимать ее от других. Но все это не всегда удается понять за месяц-два трудовой деятельности.
Есть и еще одна, на мой взгляд, немаловажная особенность Ваших отношений с работой. Вы написали, что старшая из детей в семье. А как это обычно бывает, со старших и спрос больше. Вот и Ваши неудачи, возможно, излишне критикуются близкими, приводя к расшатыванию Вашей уверенности в себе, окрашивая возможное удовольствие от работы низкими результатами ее на первых парах (а это всегда и низкая оплата, и более длительный срок ее исполнения, иногда и большие усилия для достижения его). Так что, если Ваши отношения с родными позволяют Вам озвучить свои страхи, желания и стремления, связанные с Вашей трудовой деятельностью, то попытайтесь поговорить с ними об этом и оговорить варианты поддержки с их стороны, уровень своей ответственности за свои дальнейшие действия в поиске себя.
Не бойтесь делать ошибки, особенно, когда есть кому поддержать в процессе их исправления. По статистике, первый трудовой опыт у большинства трудоспособного населения на постсоветском пространстве был неудачным или носит травматический характер. Но способность не отказываться от поиска себя вполне способна привести к очень хорошему результату в этом направлении – и работа будет найдена по душе, и это позволит Вам удовлетворить свои запросы в связи с ее исполнением.
Дерзайте!
С уважением, Елена Гладкова