Моя мама меня все время пилит. Ей всегда все мало. Чувствую себя виноватой.

Вопрос психологу:
Мне 31 года, замужем, двое детей 4 и 1.3 года. Я из восточной семьи. Работаю, так как обеспечиваю семью. Я каждый раз выхожу на работу, когда ребенку 6 месяцев. Муж работает на очень низкооплачиваемой работе. Собирается переезжать и менять работу. Мы бы не прожили на его зарплату, поэтому я выхожу на работу. У меня хорошая работа, но я там постоянно под стрессом и часто приходится работу домой брать. С нами живет моя мама и сестра с Синдромом Дауна, сестре в июне будет 30 лет. Кроме этого диагноза моя сестра как обычный здоровый человек. Сестру я люблю, она очень помогает по дому, а мама ухаживает за моими детьми пока я работаю т.е. по дому они мне очень помогают. Отношение с мужем хорошие, он помогает с детьми, он мой друг, понимает меня, подставит плечо, если вдруг проблем слишком много. Не мама, не сестра не работают. Сестра никогда не училась и не работала. Мама переехала в наш город 5 лет назад (она была на заработках до этого) и больше не работала. Маме сейчас 57 лет. Последние 5 лет я помогаю маме с деньгами, последние 2 года я полностью обеспечиваю ее с сестрой. Мы живем все вместе уже 1 год и 2 месяца. Отношения с мамой становятся все хуже и хуже. Обычно я всю жизнь считала, что я виновата во всех бедах с мамой. Она всегда говорила, что она нас кормила, меня обучила и поэтому замуж не вышла. Здоровье потеряла, потому что работала чтобы оплатить за мое обучение (500 долл в год- 5 лет). Мама не смогла учиться или развиваться дальше, потому что были мы. Я не хочу приуменьшать ее заслуги, но я никогда не помню чтобы мы сильно богато жили. Я всегда хорошо училась, школу и университет закончила с отличием. Все деньги которые она отправляла (она даже говорила, что сохранила все чеки чтоб показать сколько денег мне отправляла за 5 лет) я даже одежду себе не покупала нормальную, тратила на курсы иностранных языков или на свое образование.
Проблема в том что, сейчас моя мама меня все время пилит. Ей всегда все мало. Все продукты, которые я приношу плохого качества, все что я покупаю тоже, если только это что-то не дико дорогое. О, все дорогое она любит. Думает, если что-то дороже значит качественнее. На мужа жалуется постоянно. 24/7. Последний раз такой скандал закатила ему, она ему такого наговорила, если бы мне такое его мама сказала, я бы послала бы всю их семейку.
Дома все продукты покупаем я с мужем. Я маме даю карманные деньги, очень много не могу 5000-7000 рублей. В нашем городе, некоторые такую зарплату могут в месяц получить. Если нужны лекарства или что-то еще покупаю я обычно. Мама все время жалуется, что раньше она полностью меня обеспечивала, а сейчас я на нее денег жалею. А я просто больше не могу, у меня двое детей, на младшего на смесь и подгузники уходит кучу денег, не говоря уже обо всем остальном. Мама хочет, чтоб я покупала все дорогое, по ее мнению все что дорогое - это качественное. Говорит, что я должна была выйти замуж за богатого и ненавидит моего мужа. Мы отправляем братьям и сестрам мамы иногда деньги ( мои деньги). Из-за коронавируса не смогли поехать на день рождение младшего сына тети, но я пообещала отправить подарок деньгами. Из-за работы не могла неделю деньги по карте отправить , мама ходит за мной и говорит когда я собираюсь их отправить.
На прошлой неделе в другом городе умер мой дядя -мамин брат. Отправила на похороны 7000 рублей. Остальные его же братья и сестры по 5000, по 3000 но она говорит, отправь побольше. Ок. Мы ему на прошлом месяце скидывались и купили телефон, немного по 2000-3000 рублей. Сын дяди женится в этом месяце. Мама говорит мы должны ему деньги на свадьбу дать, так как на мою свадьбу он давал. Ок, он дал маме 300 долл. Я говорю, я ему 150 сейчас дам а у него еще второй сын, 150 на второго. Я не могу на каждого сына по 300 долл дать. Она закатила скандал, что я жмот.
На работу выходить не хочет, мне не нужны ее деньги, но чтоб хоть чем-то занялась. Она экстраверт-общаться, гулять ходить на мероприятия это все ее. Но на работу тоже не хочет выходить.
Все проблемы, которые у сестры скидываются тоже на меня и все что связано с моей сестрой тоже я виновата. Говорит, вот ты ее в свое время читать не научила.... У нас разница 2 года. Я не ее мама, я ее сестра. Я сама в то время была молодой. Развитием моей сестры должны была заниматься моя мама, а не я. Я так и сказала в прошлом году уже. До этого я действительно считала, что я виновата. В общем я последние 2 года наверное, осознала, что я оказывается не виновата во всех бедах, которые с моей мамой случались. Я вот с 2-мя детьми могу же развиваться. Наверное повзрослела.
Я 30 лет думала, что виновата. А то что много людей обучали своих детей и могли совместить все остальное, и это возможно, об этом я не думала... При том я как университет закончила, жила уже за свой счет. А сестра жила со мной 5 лет и я за ней присматривала(хотя тогда мама ее обеспечивала), пока мама была на заработках.
Я люблю свою маму. Жить отдельно мне не выгодно, во-первых я не могу указать ей на дверь, она моя мама. Во-вторых, я не потяну обеспечивать 2 дома, а мама не хочет работать. И ей 57 лет ей трудно сейчас будет найти работу. Также она присматривает за моими детьми, хотя есть вариант что муж может уйти с работы и присматривать за детьми. Его зарплат а все равно не так существенна.
Мне за нее страшно, она все время жалуется на здоровье. А вдруг, действительно она болеет, а не манипулирует мной. Я воспитана по восточным традициям, у нас очень крепкие семейные узы и мы ухаживаем за своими родителями когда они стареют. У нее есть только я и сестра, которая не может ей помочь материально. Я просто хочу избавиться от чувства вины, которое она все время мне внушает. Мне с детства говорили, что я виновата в том что маме плохо. Мне это мешает в жизни, я быстро за все плохое чувствую свою ответственность. Когда некоторых обвиняют, они стараются защититься а я сразу признаю вину и чувствую себя виноватой. Мне кажется это происходит именно из-за отношений с мамой и сестрой.
Автор вопроса: Мия Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Мия!
Вы взвалили на себя много, а это тяжело! И обычно, когда ты взваливаешь, люди вокруг думают, что так и должно быть! И увидев, как, то, что вы делаете, не имеет  благодарности, а только прививается чувство вины, и маме все мало, и все не так, вам становиться обидно.
Мия, вы устали (работа, маленький ребёнок, и главное разбирательства с мамой). И начали осознавать " А то что много людей обучали своих детей и могли совместить все остальное, и это возможно, об этом я не думала...".Мия, вы много делаете, а мама не ценит! И ещё вы осознали преследующее  вас чувство вины, которое прививалось с детства. Это менять трудно, нужна продолжительная работа над собой, длительная терапия с психологом.
Какие возможны варианты развития событий. Самоё приемлемое, в вашей ситуации разъехаться. Возможно, это помогло бы вашей маме быть более ответственной, в 57 лет вполне можно работать. Но вы пишите, что вам выгодно не разъезжаться, и тянуть 2 дома нужно будет... Вы, даже разъехавшись, собираетесь опять все взвалить на себя.. У вас, Мия своя семья, дети, за которых вы ответственны, но в силу детских установок, вам тяжело не помочь, отказать, и т. д. У вас размыты границы, где вы, и где все остальные.
У
вас, как замкнутый круг, мама не хочет брать ответственность за свою жизнь, (ваша сестра), вообще, это её ребёнок, как вы пишите, а не ваш. Преспокойно повесила это на вас, и ещё вас же обвиняет, просит все больше и больше.
Так как вопрос о том, чтоб разъехаться не стоит, Мия, вам необходимо научиться, возможно поработать с психологом, руководить внутри семьи, как вы считаете нужным, и уметь настаивать на своём мнении, в соответствии с вашим, теперь уже, пониманием жизни. Одним словом, вам надо уметь выстраивать границы. Вы никому, ничего не должны! Все взрослые люди. Знаете, кто кому должен? Родители своим детям, до 18 лет. И все. Дальше воля каждого.
Сейчас вы с мамой поменялись ролями. Вы пишите, что у вас восточная семья, и соответствующие моральные принципы. Ну никто не отменял уважение к себе, Мия! Вы не любите и не уважаете себя, позволяете к себе так относиться, понимаете?
У вас было такое воспитание, в чем вы не виноваты, и теперь, если вам не нравиться положение дел, надо работать над собой, самой, или с психологом.
Рекомендация. Подумайте, как бы вам хотелось, чтоб было. Прямо запишите все плюсы от проживания вместе, и минусы. Что перевесит? Ваше письмо говорит о том, что терпение ваше на исходе. Если будете терпеть, заговорит тело, могут появляться болезни. Слушайте свою душу.
Согласитесь, Мия, чтобы сказать маме, что сестра - это, вообще то не моя дочь, нужна смелость и внутренний стержень. Одни сделали бы это легко, другим тяжело, и ощущение чувства вины. И вы смогли это сделать "Развитием моей сестры должна была заниматься моя мама, а не я. Я так и сказала в прошлом году уже." это уже шаг к уважению себя! И когда ты живешь в позиции жертвы, все оказывается не в вашу пользу. Возникают неприятные, обидные чувства. Вы, самостоятельный, взрослый человек, и можете теперь жить так, как желаете! Желаю вам удачи!