Мама ненавидит меня и мужа. Я хочу теплых с ней отношений.

Вопрос психологу:
Добрый день. Ситуация следующая. Мама и две взрослые дочери. Мы с мужем 10 лет жили вместе с мамой, у нас 2 детей. Сестра на 7 лет младше, вышла замуж и уехала к мужу. Отношения у всех были, как мне казалось, нормальные. После того, как сестра родила, они вернулись в дом к маме. Получается, что мы стали жить все вместе. Изначально я была не против. Занималась она исключительно ребенком, муж работал. Я перестала стараться создавать всем уют (все считали, что я, помимо работы Должна убирать и готовить на всех). Они начали это замечать. Начались скандалы. Испортились отношения с мамой. Любое, что делается ими в доме, ставится мне на вид. Я даже наедине поговорить с ней не могу, всегда где-то рядом сестра или ее муж. Им надо все знать. Мне кажется, что они "за глаза" наговаривают на меня. Муж сестры для нее свет в окошке (коммуналку не платит, выпивает, вроде не алкоголик, но постоянно, сестру приучил). Моего мужа она терпеть не может (возможно конечно, из-за того, что жили вместе столько лет, все ссоры с мужем на виду были), даже в лице меняется, когда видит, с ненавистью какой-то все время, ищет в бытовых мелочах, что не так, хотя ТЕ ЖЕ мелочи за мужем сестры и не замечает. Начинаю ей говорить это, получаю скандал и яростную защиту любимого зятя. Спросила за что, вроде все нормально было до переезда сестры, сказала, что никогда с нами нормально не жила. Строили дачу, пока я была в декрете (я в основном все занималась), хотели поровну в сестрой, ей понадобилась еще комната (хотя, до смешного все вымерили, чтобы не обидеть), мама сразу отдала. Сейчас, если о чем то говорю маме, сразу привлекает сестру, ей все рассказывает, молчу-обижается. Все,что ей рассказываю, для нее не интересно, реакции никакой. С внуками непонятная тоже ситуация. Дочь сестры может делать все, все ломать, моих детей обижать (хоть они и старше), а им высказывается даже за попытку защиты себя. Ощущение, что мама смотрит сквозь них и сквозь меня, видя сестру и восхищаясь ей и ее мужем. Я хочу теплых отношений с мамой, хочу, с ней делиться, получать советы. Помогите пожалуйста, как быть дальше? Мне есть,куда переехать, но как только заходит разговор, мне говорят,что я пойду на поводу у мужа, если перееду.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Токорьян Валерия Викторовна.
Ольга, здравствуйте.
Взаимоотношение матерей и взрослых дочерей тема болезненная, особенно, если в их пару входит третий человек – муж дочери. Каким бы категоричным не было следующее утверждение, но так или иначе ситуация противостояния двух дорогих людей ставит женщину перед выбором – мать или муж. Однако в Вашем случае, мне думается, дело не в Вашем муже, а в Ваших неразрешенных отношениях с мамой.
Я не случайно определила Ваши отношения с мамой как «пару». По описанной Вами ситуации, видно, что Вас беспокоят давние, нерешенные с детства затруднения в отношениях с ней и сестрой. Возможно, Вас, как старшего ребенка обязывали во всем ей уступать, попирая свои желания и интересы, давали сравнительную оценку Вашим с ней действиям не в Вашу пользу, что породило в Вас ревность к матери, желание заслужить ее любовь, доказывая, что Вы хорошая дочь, точнее, лучше своей младшей сестры, а, значит, более достойны любви матери. Полагаю, на определенный период, на целых десять лет, когда Вы жили с мамой только своей семьей, Вам это удавалось. И Вы имели время поговорить с мамой наедине, иметь теплые отношения, получать советы. Но, с возвращением сестры, ваши с ней соревнования «кто из нас лучше и достойнее?» за приз маминой любви начались заново, усложняя борьбу увеличением количества участников: мужья и дети с обеих сторон.
Вступая в коалицию с Вашей сестрой, ее семьей, против Вас и Вашей семьи, мама рассчитывает на определенные выгоды для себя: «держать» Вас при себе как можно дольше, оперируя чувством вины («ты плохая дочь, ты заставляешь меня страдать»), культивируя в Вас неуверенность в себе («ты хуже своей сестры, твоя семья хуже ее семьи, ты все делаешь не так»). Это манипуляция критикой и обвинениями с целью создать вокруг себя сообщество хорошо управляемых и готовых на все ради нее людей. С большой долей вероятности можно сказать, что Ваша мама поступает (поступала, поступит) также и с Вашей сестрой, вступив в коалицию с Вами, однако, на данный момент ей удобнее держать в «союзницах» именно ее. Почему? Надо смотреть глубже, возможно, так она пытается подвести Вас к определенным действиям в пользу Вашей сестры. Не знаю.
Вы, как жертва манипуляции, послушно делаете ровно то, что от Вас ожидают: отчаянно пытаетесь доказать, что Вы хорошая: ведете хозяйство, занимаетесь ремонтом, оплачиваете квартплату, готовите, создаете уют и еще, наверняка, совершаете множество нежеланных для Вас действий на «благо» маминой семьи. Иными словами, Вы до сих пор состоите в семейных отношениях со своей мамой.
Ольга, Вы не рассказали, как Ваш муж относится к Вашей маме и сложившейся ситуации в целом. Как Вы вообще привыкли относиться к его мнению? У меня сложилось впечатление, что мнением мужчин в вашей большой семье принято пренебрегать, раз Вам ставится в упрек, что, приняв решение о переезде, Вы пойдете на поводу у мужа. Простите, а на чьем поводу нужно идти замужней женщине с двумя детьми, на мамином? Сама фраза «на поводу у мужа» нивелирует значимость супружеских отношений, обесценивает их, ставит их в категорию «кто-кого», то есть противопоставления, борьбы. Это опасно. Кому, как не Вам и Вашему мужу принимать решения о совершении любых действий, идущих на благо вам и вашим детям.
Каковы были отношения Вашей мамы с Вашим отцом, продолжаются ли они сейчас? Не в этом ли причина ее неприятия Вашего мужа? Хотя, вероятнее всего, дело вовсе не в нем, «ненависть» к Вашему мужу - способ продемонстрировать свое недовольство Вами, чтобы еще крепче привязать Вас к себе.
Придется расставить приоритеты. Мы возвращаемся к тому вынужденному выбору, о котором я писала вначале. На самом деле, все не так трагично. Выбор «муж» не означает потерю контакта с матерью, он лишь спровоцирует выход из симбиоза с ней, в котором, Вы пребываете сейчас. Отношения с мамой сохранятся, но трансформируются. Скорее всего, вы перестанете быть «подружками», но так у Вас появится шанс проявить себя в качестве взрослой женщины, эмоционально не зависящей от матери.
Для этого необходимо установить дистанцию: воздержитесь обращаться к маме за советами по любому поводу, особенно относительно отношений с мужем, не посвящайте ее во все свои мысли, в интимные подробности Вашей жизни. Не сравнивайте себя со своей сестрой, а ее мужа и детей – со своими, постарайтесь уйти от соревновательных отношений. Если Вам «бросают вызов» претензией или упреком – обоснуйте свои действия (или бездействия) своими личными мотивами, они для Вас главное, так как на них строится Ваша жизнь. Если в ответ услышите «а вот твоя сестра (ее муж, дети) …», не включайтесь в борьбу, отдайте сестре «победу». Для Вас важнее сохранить свою личность и прийти к эмоциональной независимости.
Приняв определенное решение, ставьте маму перед фактом, но будьте готовы аргументировать его. Аргументировать, но не спрашивать разрешения. При этом не требуйте обратной связи в виде одобрения - Вы просто даете информацию. Откажитесь от стремления стать «идеальной» дочерью, чтобы вернуть близкие отношения с мамой. Ваша семья – это, прежде всего, Ваш муж и дети, в отношениях с мамой желательно отдать предпочтение заботе и уважению к ней как к старшему члену семьи и бабушке Ваших детей.
Так Вы выведите Ваши отношения на уровень «взрослый-взрослый», который, поверьте, откроет перед Вами обеими новые пути общения, не менее теплого и открытого, чем в период более тесного контакта.
Успехов Вам.
С уважением, Валерия Токорьян.