До сих пор боюсь отца. Страшно ему отказать, нахожусь в постоянном напряжении.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Всю жизнь имеется страх перед отцом. В детстве я не помню его, ему было все равно на нас. Дети, ну есть и есть где то там, накормлены(хотя что ели, непонятно), живут в тепле, спят на кровати, в школу ходят и нормально. Начиная с моего подросткового возраста он нашел себе другую женщину, при нас начал оскорблять и унижать маму, орал, добрых слов от него никогда не было, а она только плакала. Потом он начал унижать и нас с сестрой. Говорил что мы бестолковые, ничего не хотим, у нас нет целей в жизни, сидим на шее и т.д. Я поступила и отучилась по его указке, хотела учится совсем на другой специальности. После выпуска работала 2 года, потом перешла на работу на дому (неофициально) и довольна. Деньги никогда у него не просила. До этого момента с коронавирусом. Бизнес, в котором я работаю, временно был приостановлен, заработка нет, заболел питомец, и затраты очень увеличились, и было неясно сколько придется потратить на лечение. И я попросила помощи у отца. Он дал деньги, но унижал меня, оскорблял. К сожалению питомец скончался...Это стало огромным ударом для меня. Отец стал предлагать мне работу, в хорошей организации, но я не могу и не хочу работать в офисе, т.к. зимую в других странах (работаем вместе с моим мужчиной, в деньгах проблем не было, уезжаем каждую зиму), меня устраивает та работа, которая у меня сейчас. После того, как попросила у него помощи в первый раз, и получив такую отдачу, не хочу просить у него ничего, ни деньги, не помощи в работе, или с жильем, вообще ни с чем. Но мне страшно отказать отцу, боюсь его оскорблений. Нахожусь в постоянно напряжении. (Из-за таких с ним отношений перестала нормально общаться и со своим партнером, так же началась какая-то злость на него, боюсь что-то ему рассказать, потому что боюсь осуждения, постоянно обижаюсь и не могу спокойно поговорить, хотя мы вместе уже очень много лет) Понимаю, что мне не 10 лет, и у меня своя жизнь, и, возможно, я живу не так, как принято, что нужно работать официально, что бы в будущем была пенсия (хотя неизвестно что будет через 30 лет, может и пенсии то отменят), но это общение меня пугает...Как справиться с этим, и не быть в постоянно ожидании унижения. Боюсь за свои отношения, из-за того, что перестали говорить, обсуждать что-то. Хочу его хвалить, поддерживать, да просто сказать ласковые слова, и то, что думаю спокойно, без страха, но не могу, появляется ступор.
Автор вопроса: Елизавета Возраст: 29

На вопрос отвечает психолог Журавель Ольга Николаевна.
Добрый день, Елизавета!
Судя по тому, что вы написали. Вы вполне самостоятельная и самодостаточная личность. Много лет вы со своим мужчиной сами себя обеспечивали и вели тот образ жизни, который устраивал вас обоих. Вы не написали в каких отношениях были в этот период с отцом. Поэтому предположу, что особо вы не контактировали и он не имел влияния на вашу жизнь. Скорее всего именно поэтому в трудной ситуации вы и обратились к нему за помощью. Ведь это вполне естественно, в сложных жизненных ситуациях, обращаться за помощью к близким, особенно к тем, у кого имеется нужный нам ресурс. Но, как показывает практика, иногда цена такой помощи оказывается через чур дорогой.
В Вашем случае, к сожалению, произошло именно так. В первый раз обратившись к отцу за помощью, вы хоть и получили желаемое, но не просто так, а «с нагрузкой» – оскорблениями и унижениями. Плюс теперь он пытается влиять на вашу жизнь, подталкивая сменить работу.
Теперь представьте себе, что вы пойдете у него на поводу и он устроит вас на новую работу. Как измениться отношение вашего отца к вам и доля его участия в вашей жизни? Вы уверенны, что это добавит у него уважения к вам? Что оскорбления и упреки прекратятся? А может ситуация только усугубится? Может он будет вмешиваться в вашу жизнь все больше и больше, держать вас постоянно в эмоциональном напряжении и страхе, доведя до состояния безволия и, практически, рабства? Вы хотите себе такой жизни? Очень сомневаюсь.
Вы спрашиваете, как справиться со сложившейся ситуаций и не быть в состоянии постоянного ожидания унижения. Самый простой, хоть и не самый легкий способ – это дистанцироваться от отца. Постараться снова отдалиться от него хотя бы на «расстояние», которое было между вами до вашей просьбы о помощи. Ограничить его присутствие в вашей жизни до комфортного вам уровня.
Как всегда, существует много способов добиться желаемого, эта ситуация не исключение, уверенна, что вы сможете найти свой, наиболее вам подходящий. А я опишу парочку самых очевидных: включить полный игнор отца или поговорить с ним напрямую. С первым вроде вопросов не должно возникнуть, нужно полностью игнорировать все его звонки, сообщения и другие попытки выйти на контакт. Или поздоровавшись, тут же сослаться на срочные дела и быстро закончить разговор. А вот со вторым будет сложней.
В разговоре желательно поблагодарить его за оказанную помощь и сообщить, что больше в его участии вы не нуждаетесь, мол, дальше вы сами. Разъяснить ему свою жизненную позицию, сказав, например, что вам нравится ваша работа и ваш образ жизни. Что жить так – это ваш осознанный и удовлетворяющий вас выбор.
При этом, судя по написанному вами, не стоит рассчитывать на то, что он поймет вас, проникнется и даст свое благословение, не похоже, что он способен на такое в подобной ситуации. Скорее всего следует подготовиться к очередной порции попыток вас оскорбить и унизить. Не знаю, как именно он вас оскорбляет и унижает, но неужели все его слова на 100% являются истинной? Вы действительно сейчас именно такая на все 100? Когда он оскорблял ваших маму и сестру, они действиельно были такими? Вы тоже так считали? Очень в этом сомневаюсь. Критически проанализируйте его слова касательно вас и подберите контраргументы. Если будет сложно сделать это самой, попросите помощи у вашего мужчины или друзей, сестры, мамы. Подготовьтесь, как следует, морально и поговорите с отцом. Ведь пройдя через это вы сможете выстроить границу между вами и им, четко дать ему понять, что ваша жизнь – это ваша территория и таким образом постараться пресечь его дальнейшие попытки навязывать вам свое мнение.
Еще очень важный момент, в разговоре с ним, крайне важно постараться не начать спорить или оправдываться. И если совсем отмолчатся никак не получится, можно использовать, заранее заготовленные фразы, например, такую «Это твое мнение, я его уважаю. Но у меня есть свое и я буду следовать ему».
Прямой разговор с отцом более предпочтителен еще и потому, что ваши взаимоотношения с ним уже накладывают тень на ваши отношения с партнером. Вы стали меньше ему доверять (Он дал вам повод сомневаться в нем? С его стороны были намеки, что он может вас предать и стать на сторону вашего отца?), злитесь на него (за что именно? Что он такого сделал или не сделал?), боитесь, что он вас осудит (уже были реальные прецеденты или ваш страх пока ничем не обоснован?). Возможно вы частично переносите свое отношение к отцу, на вашего мужчину, что рушит ваши отношения. Тут важно помнить, что он ни в коем случае не ваш отец, и, наверняка, их отличие было одной из причин, что вы выбрали его себе в партнеры :)
В партнерских отношениях очень важно доверие. Очень важно уметь делиться со своим партнером не только радостными, но и грустными, болезненными переживаниями. Очень рекомендую вам перестать собственноручно выстраивать стену между вами и вашим мужчиной, а открыться ему, тем самым разрушив уже построенное. Из написанного вами могу сделать вывод, что раньше вы общались более открыто и доверительно. Следовательно, угроза быть преданной и отвергнутой скорее гипотетическая, чем реальная.
Теперь пару слов по поводу сомнений на счет нормальности вашей работы – мир меняется очень быстро, вы и сами это наверняка знаете (30 лет назад, например, были только зародыши интернета далекие от его нынешнего функционала), поэтому говорить с уверенностью, что этот вид деятельности обеспечит тебе спокойную и безбедную старость, а этот нет имеет мало смысла. То же касается и опасений на счет пенсий – никто из людей не может знать наверняка, что будет завтра, а уж тем более через 30 лет.
Если вы все же не сможете самостоятельно настроить себя на разговор с отцом или найти другой путь решения вашей ситуации, рекомендую обратиться за помощью к психологу.
Очень надеюсь, что мои рекомендации будут вам полезны. Если что – обращайтесь.
Искренне желаю вам удачи,
Ольга