Я не хочу оставлять маму со всеми проблемами одну.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Заранее благодарна за Ваши слова, а также благодарна за возможность консультации. Мне недавно исполнилось 18 лет, меня зовут Ангелина. Я столкнулась с проблемой, которую не могу решить самостоятельно. Наверное, я расскажу небольшую историю моей семьи, чтобы сложилось небольшое представление о ней. У меня было самое прекрасное детство : дни Рождения, прогулки, отдых заграницей всей семьей, много друзей, которые к нам приезжали. Мои родители жили очень счастливо до какого-то момента. Папа ужасно поменялся в плохую сторону, к сожалению, я не могу сказать точную причину данного явления, потому что была ребёнком.( он пошёл к какой-то гадалке, которая сказала, что у него есть какие-то способности). Но помню, что я очень сильно плакала и кричала, что он поменялся, что он вообще не проводит со мной время. Знаете, это было для меня что-то ужасное, потому что человек будто стал другим, папы будто не стало. С тех пор отношения между родителями значительно ухудшились. Но в этот весь период мама была со мной рядом, она была моей настоящей подружкой, как в фильме. Я могла поделиться с ней секретами, поговорить о мальчике, в которого влюбилась. Абсолютно все. Позже дом, в котором мы жили, снесли. Мы переехали временно в однокомнатную квартиру. Там родители поругались, папа собрал вещи и ушёл. Помню, что мама тогда плакала, а я вот нет. Я просто свыклась с мыслью, что это уже не мой папа. Я старалась не грустить из-за этого, чтобы поддерживать маму. Мы жили так, будто мы сестры, когда было плохо ей, я ее поддерживала, а когда мне - она. Мы продолжаем жить в однокомнатной квартире, папа приглашает куда-то пойти на выходных, я неохотно хожу на встречи с ним. Наступает лето, я в детском лагере, мне поступает звонок от мамы, но я слышу голос папы на заднем фоне. Я спрашиваю, что происходит, в ответ получаю то, что они помирились. Конечно, я обрадовалась, что теперь все будет хорошо, как раньше (ха-ха), но с другой стороны я не понимаю, почему. Мама всегда открыто мне рассказывала о проблемах, я знала все плохое и не понимала, почему они опять вместе ( мне было 12 лет). Далее проходят года, мы переезжаем в трёхкомнатную квартиру, где живём и в настоящий момент. Мне 16 лет, в один день мама сообщает, что она беременна. Это было очень двоякое извещение, потому что она уже не молодая, а папа и ещё старше. У них остались проблемы в отношениях. Мама не знает, сохранять ли беременность и советуется со мной. Я с малых лет мечтала о брате или сестре и, конечно же, я уверяю ее, что все будет хорошо, мы воспитаем этого ребёнка и я буду помогать ( сейчас я понимаю, что она должна была говорить об этом не со мной, а со своим мужем). И в этом году у меня происходит переломный момент. Я отличница, всегда хорошо себя вела, была золотым ребёнком. Но я ввязываюсь не в уюту компанию, худею (позже это переросло в булимию), мама все так же волнуется, не знает, что делать дальше. У меня депрессия, я не хотела жить, постоянно плакала, учила уроки до утра и почти не спала. Начала резать себя и даже думала о самом плохом. Я поняла, что я не справляюсь, что больше не могу поделиться со своими проблемами с мамой, потому что ей самой нужна поддержка. Я решила, что хочу сказать это папе. Я прислала ему свои порезы и написала, что больше не справляюсь. Я получила в ответ картинку с солнышком, где было написано, что все будет хорошо. Для меня это было ужасом. Я поняла, что человек, которого я считала отцом, остался прежним незнакомцем. Я по-прежнему плачу. Постоянно. Как-то мы ехали с мамой в машине, а я заплакала. Она сказала, что я веду себя, как двоюродный брат (он постоянно огрызался с мамой, играл в компьютер). Для меня это было знаком, что она меня больше не понимает, что теперь от меня требуется поддержка, а я этого не получаю. Мне казалось, что моя жизнь правда больше ничего не стоит. Я поняла, что я вообще никому не нужна. Но позже я выбираюсь из этого состояния, мне становится лучше. Я знала, что можно вернуться в прежнее состояние ( даже сейчас я могу сказать, что это просто какое-то неадекватное состояние, когда ты будто лежишь на дне какого-то карьера) и я попросила, чтобы меня сводили к врачу. Мама не могла пойти со мной, поэтому пошёл папа. По дороге у нас развязывается диалог, и я говорю о проблемах у нас в семье ( я всегда стараюсь вести диалог), привожу пример, что между своим хобби и вечером с семьей, он выбрал бы хобби. Я не получила возражений. В кабинете у врача я рассказываю о своих проблемах, о проблемах с едой и взаимоотношениями с папой, я начинаю плакать. Врач с моего разрешения позвала отца и начала говорить с ним ( я вышла из кабинета, но все было прекрасно). Я слышала, как он смеётся. Я хотела покончить с собой, а он смеётся. Я до сих пор этого не понимаю.
Врач толком не помогает, но я восстанавливаюсь сама. Мне становится лучше и я начинаю по-прежнему трезво смотреть на мир. Но проблемы все не уходят. Проходит год, мы понимаем, что с моей сестрой что-то не так. Она бьется головой, кружится. Мы боимся, что у неё аутизм. У бабушки (по маминой линии) диагностируют рак. Ужасно тяжело. Я вижу, что мама перестала быть тем сильным человеком, каким она была. Она больше не может давать мне ту поддержку, которую давала раньше. Я знаю, что ей она нужна гораздо больше. Я стараюсь не падать духом, быть сильной, чаще улыбаться и смотреть на жизнь позитивно. Но я вижу ситуацию, что все абсолютно не радужно. Вижу, что мама не справляется. Проходит время, кажется, все более-менее улеглось.
2019-2020 год. Я выпускаюсь из школы, работаю на золотую медаль, готовлюсь к поступлению, также учу предметы на польском, потому что хочу поступать в Польшу. Я возвращаюсь с курсов домой в 11 вечера, не имея сил делать уроки, делаю их. И я понимаю, что не могу сейчас поддерживать маму, помогать ей с сестрой. Мне самой ужасно страшно и очень тяжело (возможно, со стороны в этом ничего такого нет, но мне правда было тяжело). Я начинаю получать в свой адрес какие-то упреки и замечания, которые вообще не кстати. Слышу то, что мы вместе принимали решение оставлять ребёнка, а я не помогаю. Мама не пошла в декрет, потому что надо платить за все курсы и занятия. ( Я очень благодарна ей за это). Я постоянно слышу то, что я недостаточно стараюсь, что я делаю не все, что могу. А я не понимаю почему. У меня не было выходных вообще. Я практически никуда не выходила. Мне ужасно нужна поддержка, потому что я боялась всех разочаровать. Из-за того, что я «прекрасный» ребёнок, отличница, мамина гордость, все ждали от меня офигенных результатов. А я понимала, что не вывожу, что у меня не получается. Я прошу сказать, что все хорошо, а мама мне говорит : « Я не могу». Просто я не могу. Что так будут говорить льстивые подружки. А она не может. И я понимаю, что я одна. Что я не получаю заботу вообще, ни капли внимания. (Я понимала, что мама работает, а не растит малыша ради меня, что она тоже ужасно устаёт, но мне почему-то было от этого ещё тяжелее. Будто я только врежу). Я не получаю поддержку перед экзаменами, которые изменят мою жизнь. Мама говорит, что будет меня поддерживать, когда я провалюсь, а сейчас нечего и переживать. Я пишу экзамен по русскому не так, как ожидалось, я плачу. Мама говорит, что вот мальчик, которых ходил к этому репетитору получал плохие отметки по русскому, но экзамен написал на 90+. Мне от этого вообще не легче. Я спрашиваю, где та поддержка, которую она обещала, но слышу ответ: « Ты хочешь, чтобы я сказала, что все хорошо? Но это же не правда».
Я понимаю, что человек, который поддерживал меня с ранних лет, человек, с которым мы жили душа в душу, куда-то исчез. Прямо как папа.
Наверное, это сделало меня как-то сильнее, потому что я поняла, что теперь я могу рассчитывать только на себя. Она меня любит, я знаю. Но она будто просто привыкла это делать. Будто это уже не по-настоящему. Я стала очень много плакать из-за недопонимания. (Кстати, с папой у них до сих пор отношения не очень, но она не может разорвать с ним отношения из-за маленького ребёнка).
Я не понимаю, как мне наладить наши отношения, не понимаю, как я могу помочь. Сегодня я ходила искать работу, пока я не учусь, чтобы не просить у мамы деньги. А она сказала, что лучше бы по дому помогала. Вечером, когда она пришла с парикмахерской, я выбежала, чтобы сделать ей комплимент. Но я даже не успела, она спросила, сделала ли я тест по польскому. А я искала работу сегодня (тест несрочный). И спросила специально, потому что она знала, что я не сделала. И все. Она не спросила, как прошло собеседование в ресторане, в каких заведениях я оставила анкету. Она не спросила, как мои дела (вчера я плохо себя чувствовала). Она даже не позволила сделать это с моей стороны, потому что она своим вопросом устроила ссору.
Я стараюсь выяснить, в чем дело, обозначаю проблемы. Но каждый раз я слышу ; « Да, я у тебя самая ужасная мать». Хотя это вообще не так. Я всегда говорю ей то, как сильно люблю ее. Я не понимаю, зачем все переворачивать.
Все это время я не писала про папу, потому что я даже не пытаюсь больше с ним поговорить.
А ещё, я могла бы это все не писать, потому что я скоро уезжаю учиться в Польшу. Но я каждый день прихожу домой и чувствую это напряжение. Я не хочу оставлять это просто вот так. Я не хочу оставлять маму со всеми проблемами одну. Я очень не хочу отдаляться от неё. Но я не знаю что мне делать.
Извините, что много текста.
Спасибо!
Автор вопроса: Ангелина Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Алимбекова Назима Джаудатовна.
Здравствуйте, Ангелина! Чувствуется, что Вы сейчас находитесь в некоторой растерянности и пытаетесь найти оптимальное решение в сложившейся ситуации. Прочитав Ваше сообщение, у меня сложилось впечатление, что у вас довольно непростая семейная история. В ней много Вашей детской боли и попыток по - взрослому справляться с жизненными трудностями. Безусловно, все эти годы Вам было очень непросто. Я обратила внимание на то, как Вы детально попытались рассказать о своих отношениях в семье. Чувствуется, что разрыв матери и отца стал для Вас очень травматичным опытом. В сообщении Вы отметили резкие изменения в отце, его уход из семьи. На самом деле, супружеские отношения не разрушаются в одночасье. Расставанию всегда предшествует предыстория, в которой немало взаимных претензий, непонимания и отчужденности. Вы как ребенок, переживший разрыв отношений родителей оказались в ситуации неопределенности. Видимо, это было настолько болезненно, что Вам пришлось просто заблокировать все чувства и как Вы отметили "свыкнуться, что это больше не мой папа". Ангелина, хотела отметить момент, который, вероятно, явился пусковым механизмом Ваших сложностей. Это триангуляция, то есть вовлечение в отношения двух взрослых ( супругов) в Вашем случае ребенка, то есть Вас. Видимо, Ваша мама очень нуждалась в поддержке, что не заметила как сделала Вас участником этих отношений. Вам пришлось взять на себя такую непомерную ношу и большую ответственность, что в итоге это привело к надрыву в виде депрессии и суицидальных попыток. К сожалению так бывает, когда у родителей наблюдается эмоциональная незрелость, тогда они как бы меняются местами со своими детьми. И тогда им не удается слышать потребности ребенка. Предполагаю,что по этой причине Вам стало невероятно сложно и появилось чувство одиночество. Ангелина, что касается Ваших отношений с отцом, то я бы хотела отметить, что при расставании/ разводе заканчиваются отношения двух взрослых, но отношения ребенка и родителя продолжаются. То, что происходит у мамы и папы это их зона ответственности, их выбор и опыт. Пока Вы будете решать не свои задачи, то есть спасать маму, решать ее вопросы с отцом и здоровьем сестренки и т.д. у Вас не останется психических сил на свое развитие. Ваша мама взрослый человек. Она справится. Сейчас очень важно направить все свои силы на обретение ресурсов, то есть пуститься на поиски источников, которые бы радовали, наполняли и воодушевляли Вас. Если Вы почувствуете, что Вам сложно справиться с этой задачей, желательно обратиться к психологу очно. Это поможет Вам почувствовать необходимую поддержку и выстраивать более гармоничные отношения с близкими людьми.