Моя дочь подозревает у себя раздвоение личности.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Наталья, мне 42 года, моей дочери на днях исполнилось 17 лет, успешно закончила 10 класс. С мужем я в разводе вот уже 8 лет, не общаемся, дочь так же не хочет с ним общаться и видится т.к. 1)Он с её слов пытается навязать ей свою любовь и превыше чувств ставит "культ отца", мол "ты должна меня любить, т.к. я отец 2) у мужа с новой женой родилась дочь ей уже 2 года и она не хочет её видеть. Социальной жизни у дочери нет никакой: на улицу без весомой необходимости не выходит, не гуляет, есть только 1 подруга с которой она дружит с 1 класса, но общаются редко. Дочь моя по характеру спокойная, тихая, в школе ведёт себя хорошо, учится отлично, (лишь по 3 предметам четвёрки). Учителя неоднократно приглашали на олимпиады, отказывается, говорит, что с ними не в самых лучших отношениях. С одноклассниками не дружит, хотя с её слов, был мальчик, который ей симпатизировал, но она не приняла его симпатию в свой адрес. В свободное время любит читать: читает экономическую литературу, фэнтези, детективы и криминальную; любит вышивать бисером и крестиком; любит слушать музыку абсолютно разных жанров: классика, рок, джаз, хип-хоп, мюзиклы, оперных певцов. Теперь непосредственно сама проблема: я уже в течение года начала замечать, что у неё часто меняется настроение и при этом она не помнит те эпизоды, когда была не в настроении при уравновешенном состоянии и наоборот, не помнит те эпизоды, когда была уравновешена, при неуравновешенном состоянии. У этих смен настроения есть чёткий временной промежуток, чаще всего утром просыпается агрессивная и замкнутая, возвращаясь со школы тоже самое состояние, но к вечеру уже приходит в себя всё рассказывает, иногда даже можем пошутить и поговорить по душам. Хотя иногда бывает и наоборот: утром просыпается в хорошем настроении, к вечеру, даже если всё хорошо, оно внезапно может ухудшиться. Когда я решилась спросить в чём у неё дело, она сказала мне, что подозревает у себя раздвоение личности, уже в течение 3 лет. Она также рассказала о тех самых двух "личностях", которые поселились в её голове (Всё, что будет написано далее до определённого момента, рассказ моей
дочери).
"Если вкратце, то одна "личность" (все они мужского пола) это бур (1868 год рождения), (потомок голландских переселенцев эмигрировавших в Южную Африку) сумевший сколотить состояние в алмазных приисках, а вторая не признанный художник и скульптор (1935 год рождения), эмигрировавший из СССР в Австралию. Одна личность злопамятная, хитрая, умеющая манипулировать людьми, какое-то время состоявшая в рядах фашисткой партии; другая мягкая, чуткая, умеющая успокоить в нужный момент. "Личности" между собой ладят и общее в них то, что они всё время развиваются в своей деятельности и оба нелюдимы. Также у этих 2 "личностей" (это не их "реальный мир", а уже чисто мои (дочери) фантазии) есть 2 своих так называемых "альянса", в них люди и даже вымышленные герои книг, фильмов и т. д. попадают, по своим психологически особенностям, это позволяет мне подойти к человеку или вымышленному герою с определенной установкой, тактикой общения, поведения и т.д."
У меня после её рассказа был просто шок, я и не думала, что дочь настолько увлёкся своей идеей. Я очень хочу, чтобы вы помогли ей выйти из того мира в реальный мир и помогли мне найти с ней общий язык.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Наталья!
В Вашей ситуации необходима личная беседа с дочерью, а иначе получается испорченный телефон! А теперь то, что видится с Ваших слов, именно с Ваших, так как со слов девушки, может быть совершенно другая версия ситуации.
Ваша дочка одарённая девочка с богатым воображением. В возрасте 17 лет самоутверждение происходит в социальной среде сверстников. В Вашем случае данную потребность девочка сублимировала в образы личностей, о которых Вам и рассказала. В Вакууме невозможно общаться, вот она и создала миры, где можно проигрывать собственные эмоции, воображаемые поступки, мысли, как негативные, так и позитивные. Там формируется через персонажей и мировоззрение.
Называть это раздвоением личности весьма поспешно. За три года Вы ничего не замечали, кроме колебаний настроения. В данном случае, Вам необходимо обратиться в районный детский ПНД за консультацией к психиатру. Вас запишут на исследование к медицинскому психологу. На основании тестирования, прояснится психические особенности девочки. Всё это бесплатно по месту регистрации. Возможно и психотерапия там же. Мы ведь не знаем, как отразилось на девочке расставание с отцом. Она находилась в том возрасте, когда уход одного из родителей воспринимается, как предательство, как отвержение именно её личности отцом. Если и Вы ещё страдали и болезненно переживали развод, это тоже могло травмировать её. Для этого возможно и потребуется психотерапия. Обращение к психиатру, не означает постановку на учёт. Расстройства корректируются в комплексной работе специалистов, о которых я Вам написала Выше. Настроение корректируется препаратами. В подростковом возрасте возможна гормональная разбалансировка. Начать же надо с изменения образа жизни. Включить спорт, танцы, любые подвижные игры. Хоть сами начинайте вместе с ней. Предложите ей записывать всё, что проигрывается в воображаемом мире, от собственного лица, от лица героев. С отцом Вы её общаться не заставляйте. Просто исподволь сами показывайте, что уже обиды на него не держите, и что хотите и достойны быть счастливы возможно с другим человеком, который больше подходит Вам, чем бывший муж. Если же Вы до сих пор не сумели простить, то и от дочери другого ждать не приходится. Этот груз она будет тащить с Вами! А Вы ведь хотите ей счастья! Значит надо начать работать с собственными чувствами, интересами. Вы сами очень молоды ещё. И если дочка заметит, что Вы меняетесь к более доверительным отношениям с людьми, начали например, ходить в бассейн и т.д. То и сама станет более социальной личностью. Ведь откуда-то есть недоверие, страх, что не примут такой, как есть.
Большего же я Вам подсказать не смогу при таком заочном обращении в одном письме и от третьего лица, Наталья!
Сделайте всё, что я Вам сказала, не бойтесь стигматизации. Консультироваться в кризисной ситуации у психиатра, не значит быть больной. И здоровый человек с душевной травмой, неумением найти баланс с телесными потребностями, может попадать в такую яму переживаний, из которой можно выбраться только с помощью специалистов.
Всё получится, Вы справитесь и обязательно будете счастливы вместе и по отдельности!