Моя мама учитель. Как ей взаимодействовать с трудным ребенком в классе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Очень нужен Ваш совет. Начну с того, что моя мама учитель 2 класса, работает в международной школе, явно не для бедных людей, в классе 15 учеников. За 20 лет работы ученики разные были, но такое впервые. Дети в классе были замечательные, спокойные, проблем не было до прихода одной девочки 8 лет в начале четверти. У нее очень тяжёлый характер. Все время она пытается перетянуть внимание на себя, не даёт другим детям отвечать на уроках, мешает всем. На замечания не реагирует, будто бы их и не слышит. Делает всё по своему. У нее очень наглое и навязчивое поведение. Дети видят какая она, никто с ней не хочет дружить, но она все равно ко всем пристает. Доносит на всех, жалуется. А остальные дети, в свою очередь, пытаются немного достать ее. Язык где то покажут, немного приврут. Не принимают ее. Когда возникают такие конфликты, мама разбирается в каждой ситуации, проводит беседы с провинившимися, то поругает ту девочку, то детей, которые ее достают. В общем, по справедливости. В целом, мама хорошо относится к этой девочке, старается сдружить с ней класс, но насильно мил не будешь. Класс дружный, но принимать новенькую не хотят из-за ее характера. Но, если с ней заниматься отдельно, без класса, то можно найти контакт. Но в социуме это просто невыносимый ребенок. Мама стала приходить домой более уставшей, т.к эта девочка забирает очень много сил, не слушается. Школьный психолог всерьёз сказала, что нужно поставить за нее свечку... Думаю, это не сильно подходящий и практичный совет в данной ситуации. Очень нужна хорошая консультация и помощь психолога. Подскажите, пожалуйста, как в данном случае вести себя учителю и как вообще взаимодействовать с таким ребенком? И можно ли улучшить ее социальное положение в классе, чтобы дети общались с ней? Заранее спасибо Вам за Ваш ответ и время!
Автор вопроса: Мария Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Мария, здравствуйте!
Очень приятно, что Вы выросли такой небезразличной, заботливой дочерью, которая переживает за маму, за её эмоциональное состояние и успехи в профессиональной карьере!
Профессия педагога изначально ориентирована на посвящение себя детям, ведь не зря символ педагогического труда – пеликан, который позволил птенцам растерзать свою грудь, чтобы не дать им умереть с голоду.
Поведение девочки может содержать в своей основе две причины: следствие неправильного воспитания в семье, следствие проблем со здоровьем психическим и/или физическим.
Но в любом случае надо понимать, что ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕЁ КОМПЛЕКСА ПРОБЛЕМ, в которых девочка просто пешка, заложница. Не девочка виновата в том, что родилась с проблемами в здоровье, не девочка виновата в том, что её проблемами не занимались родители, не девочка виновата в том, что её не научили к 8 годам общаться и вести себя соответственно ситуации. Из этой парадигмы и нужно Вашей маме исходить при всех дальнейших своих действиях, чтобы не ухудшить ситуацию.
Не обойтись здесь без общения с родителями, без выяснения ситуации в семье, без подключения смежных специалистов. Психологу работать с одним ребёнком, не привлекая родителей, бесполезно. Ребёнок может просто проецировать во внешний мир ту негативную эмоциональную атмосферу, которая присутствует дома, возможно, девочка в школе ведёт себя так же, как принято у неё дома.
Психологу для диагностики эмоционального состояния девочки, для анализа ситуации в семье нужно использовать проективные методы, цветовые тесты, рисуночные тесты (их великое множество, психолог наверняка их прекрасно знает) и аналогичные тесты давать маме, например, а потом сравнивать результаты, делать выводы.
Возможно, у девочки проблемы с гиперактивностью и дефицитом внимания, с формированием регулятивной и коммуникативной сферы (необходимо исследовать анамнез: как проходила беременность, роды, первые годы жизни, травмы, болезни). Могут быть и отклонения в психическом или умственном развитии девочки приобретённого или наследственного характера. Не будем гадать, это всё должны выявить соответствующие специалисты.
Вы не написали, в каком городе происходит дело, Мария. Знаю, что не всегда даже в одном городе, но в разных школах, порядки одинаковые, однако путь решения вопроса примерно таков.
1) Если девочка просто более подвижная, несдержанная, требующая больше педагогических усилий, чем остальные ученики, то это ещё не повод делать негативные выводы о ней. Девочка попала в новый класс, у неё проходит адаптация не так, как хотелось бы, но придётся с этим работать. К сожалению, в нынешнее время похожее поведение детей становится всё более и более распространённым.
Тогда возникает вопрос, разве такие дети никогда не встречались Вашей маме за 20 лет работы? Как она раньше выходила из ситуации? Почему в этот раз Ваша мама так реагирует на появление этой девочки?
Может быть, есть ещё какие-то причины, которые израсходовали внутренние ресурсы Вашей мамы? Может быть общая обстановка последних лет в системе образования заставляет её усомниться в своём профессионализме? Что-то не так в коллективе? Что могло так надломить её уверенность в своих силах, что одна непослушная девочка выбила её из колеи, послужила «последней каплей»? Может быть, дело вообще не в профессиональной сфере? Что-то дома, со здоровьем, сказывается общая усталость?
Маме нужно в любом случае постараться найти ресурсы, не опускать руки и не воспринимать девочку как зло, наказание, а увидеть в ней катализатор неких глубоких процессов, которые некоторое время сдерживались внутри, им не придавалось значение. А теперь они вышли наружу и требуют своего решения.
Тогда дело не в девочке, а в том, что настала пора Вашей маме отказаться от чего-то, что изжило себя, сбавить обороты в жизни, пересмотреть отношение к чему-то, найти внутри себя такую же «привлекающую внимание девочку» и дать ей это внимание - себе-любимой оно тоже необходимо!
Говорю это не просто так, я аналогичные симптомы выгорания у учителей наблюдала часто, когда полтора десятка лет работала психологом в топовой школе, а сейчас они встречаются буквально на каждом шагу и именно у профессионалов высокого уровня, а не у вчерашних студентов.
2) Если это не просто более шумное и активное поведение девочки, а нечто ненормальное, неадекватное, то речь идёт о необходимости организации комплексной комиссионной диагностики девочки сначала внутри школы, а потом в ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ И РОДИТЕЛЯМ С ИХ РЕБЁНКОМ.
3) Нужно все вопросы с ребёнком решать только совместно, в ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ «СЕМЬЯ-ШКОЛА-РЕБЁНОК». Другие варианты не работают. Нужно начать с разговора с родителями. Самый худший вариант, если родители не идут на контакт, всё отдают на откуп школе, не занимаются девочкой, не считают, что с ней что-то не так.
Во-первых, девочку в школу должны были принимать с медицинскими документами. В них всё в пределах нормы, чаще всего, родители стараются не афишировать проблемы со здоровьем ребенка, но школьному врачу пересмотреть ещё раз карту будет не лишне.
Во-вторых, в документах из предыдущей школы (как я поняла, девочка пришла во 2 класс из другой школы среди года) должны быть сопроводительные документы о её успеваемости. Можно связаться на уровне администрации с той школой, чтобы уточнить, почему девочку перевели среди года. Что там произошло? Тоже получить на этот случай какие-то подтверждающие документы.
В-третьих, если девочка срывает уроки, дерётся, обижает детей, ломает предметы, тоже должны быть докладные от учителей или родителей. Дело в том, что по Закону об образовании каждый ребёнок имеет право на получение образования в безопасных для жизни и здоровья условиях, а постоянные срывы уроков из-за поведения одного ребёнка лишают других детей возможности полноценно учиться. Значит, нужно подключать и родительскую общественность.
В-четвёртых, на основании собранных документов пишется запрос к школьному психологу на индивидуальную работу с девочкой, но не "со свечкой", а с использованием доступных научных методов. Для этого от родителей девочки нужно получить письменное согласие на работу школьного психолога с ребёнком. Психолог должен провести диагностику, чтобы понять причину такого поведения девочки, помочь учителю скорректировать индивидуальный подход к ребёнку, учебный процесс и проводить с ребёнком после уроков занятия по развитию тех сфер, которые оказались не развиты по возрасту.
Для девиантных детей в школе должен быть организован внутришкольный учёт, комиссия, в которую включены учителя-предметники, администрация, психолог, социальный педагог. На уровне школы решается вопрос о совместных действиях этих специалистов по ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ребёнку по адаптации к обучению, коррекции поведения, взаимодействию с семьёй и т.д., разрабатывается целая программа, в которой каждый занимается своим участком работ в соответствии с планом, ставятся цели, сроки, ответственные, пишутся отчёты.
Все эти документы нужны будут, если от школы затребуют документацию о том, какая работа проводилась в таком сложном случае, или особенно - если девочка что-то натворит, что выйдет за пределы школы.
В-пятых, девочку придётся на основании тех же собранных в школе документов направлять на ПМПК во внешнюю организацию, которая будет включать обследование у дефектолога, логопеда, психиатра, невролога, эндокринолога, педиатра по месту жительства. Это может быть городской бюджетный психологический центр, с которым у школы заключён договор, или родители сами поведут девочку в ПМПК. Там проведут обследование, пообщаются с родителями, дадут рекомендации, направят в другие центры, поликлинику, диспансеры при необходимости.
Т.к. в этих центрах есть специальные сенсорные комнаты, развивающее оборудование, которое позволит улучшить состояние ребёнка, специалисты центра могут предложить девочке ходить к ним на занятия, которые в рамках школы организовать просто невозможно.
На крайний случай есть и такой вариант – надомное обучение. Но к нему нужны показания и решение родителей.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (письменное сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])