Почему Мама все время просит деньги!

Вопрос психологу:
Здравствуйте,
Мне 33 года замужем 3 детей. У меня родители разведены с тех пор как мне исполнилось 10 лет. Постоянные ссоры и драки сопутствовали их отношениям. В конце концов развелись. Я росла у бабушки. Отец продолжил работать и начал жить у моей бабушки. Мама жила в их совместной квартире. После развода мама так и не работала и все время просила деньги у всех. Отец иногда помогал. Я продолжала жить с бабушкой и дедушкой. Вот так мне исполнилось 33 года. В период с 10 до 33 трёх лет было много хорошего и плохого. Хорошего я поступила и уехала в другой город. Плохого бабушка умерла. Сейчас мама продолжает просит помощи финансовой хотя сама замужем и не работает, успела родить ещё дочь. Все врем просит помочь им. Вы понимаете она так и не работает и не пытается заработать. Мне никогда не помогала. Даже не видела воочию моих детей. Каждый раз отказываю ей, но после этого болит сердце. Начинаю думать что я плохая дочь и тд и тп.. На протяжении всей жизни просит у всех родственников в долг, у меня и брата, даже у отца. Периодически каждый месяц. Сейчас все родственники отказались от неё. Не общаются. Не знаю что со всех этим делать. Я не хочу ей помогать, так как не почувствовала никакой материнской ласки и она ничего не сделала для этого. Я даже не знаю что такое мама. Все звонят и поздравляют своих матерей. А меня даже не тянет. Образ матери у меня сформировался из книг. Посоветуйте как поступить. Постоянно помогать материально?!
Спасибо.
Автор вопроса: Алия Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Салеева Татьяна Васильевна.
Здравствуйте Алия!
Образ матери очень важный образ в жизни любого человека. Сначала – мать большая и взрослая, а ее дочь – маленькая девочка, нуждающаяся в защите и поддержке. Когда дочь вырастает – они обе становятся взрослыми. Далее общение должно строиться как у взрослых самостоятельных людей, как у партнеров. Естественно с учетом любви и заботы, если такие принципы и ценности в семье присутствуют.
К сожалению, бывают случаи, когда родитель так и не вырастает, застревает в детском или подростковом возрасте (не берет на себя ответственность, ведет себя вызывающе, пытаясь что-то доказать, отказывается видеть реальное положение дел и др.). Похоже с Вашей матерью произошло что-то подобное. Детская позиция привела к тому, что она не устроилась на работу, не помогала дочери, не стала нянчить внуков. Возможно она сама себя до сих пор считает маленькой девочкой и в ее понятии кто-то должен решать ее проблемы вместо нее.
Но, как мы понимаем, так не бывает! Взрослый человек должен понимать: откуда берутся деньги, понимать, что долги нужно возвращать, что о близких необходимо заботиться и прочее.
Алия, Вы не можете нести ответственность за жизнь своей матери (по крайней мере пока она трудоспособна и дееспособна, кроме того, Вы пишите, что она замужем, а значит муж может о ней позаботиться). Вероятно, у нее были свои причины для такого поведения. Да, она Ваша мать, и понятно, что Вам больно смотреть как она проживает свою жизнь. Но это ее выбор! Ее ответственность!
Вам необходимо перестать чувствовать вину за ее выбор. Если у Вас есть возможность помочь ей, и Вы сами этого хотите – помогите, она все-таки Вам родной человек. Если нет возможности и/или нет желания – Вы не обязаны это делать до тех пор, пока по состоянию здоровья она сама в состоянии о себе позаботиться.
В нашем обществе принято (и в Семейном Кодексе РФ закреплено), что взрослые дети должны помогать престарелым, немощным родителям. Как я понимаю в настоящий момент Ваша мать таковой не является.
Также в обществе принято, что никто не обязан содержать трудоспособного, здорового человека. Такая помощь может быть оказана только по личному желанию и доброй воле.
В той же статье Семейного Кодекса сказано, что дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Но, как я понимаю, вариант доведения дела до суда Вы не рассматриваете.
Я думаю Ваши дети – вот кто действительно нуждается в Вашей помощи, защите, поддержке и внимании. Вот им Вы должны помогать как минимум до 18 летнего возраста.
И тогда снова повторюсь: помогать материально своей матери, пока она трудоспособна – Вы не обязаны. Если отказываете ей – нет причин чувствовать вину. Вашей ответственности в той жизни, которой она живет – нет!