Мама боится оставаться одна дома после смерти папы.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у мамы (ей 63 года) травма детства.
Она боится одна оставаться дома, ей её бабушка в детстве, вместо сказок, всякие ужасы рассказывала на ночь , у неё на этой почве появились страхи .в 2013 году умерла её сестра и она, очень переживая, увидела её видение дома,(призрак как она говорила) боялась даже на 5 минут дома одна остаться. Доходило до того, что она ждала весь день возле дома на лавочке, пока я или папа с работы придем. Ходила к психологу при поликлинике-он ей не помог. День сейчас может одна пересидеть(дергаясь на каждый шорох) , но ночью очень боится. Ситуация усугубилась тем, что 28 января 2022 года умер мой папа-её муж. До этого он с ней всегда рядом был(оба находились на пенсии). После неудачного опыта с психологом она не верит, что ей кто-то сможет помочь, говорит мне же в голову никто не залезет(хотя помощи она хочет). Я не смогу с ней находиться 24 часа в сутки как папа, мне работать нужно и уезжать из дома на несколько дней. Я в отчаянии. Посоветуйте, пожалуйста, что делать?
Автор вопроса: Кристина Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Кристина, здравствуйте!
Примите мои искренние соболезнования по поводу смерти Вашего папы.
Очень приятно, что Вы так беспокоитесь о своей маме. Очень жаль, что ей приходилось и приходится в жизни столько нервничать.
К сожалению, заочно, дистанционно, по письменной консультации с Вами, не общаясь лично с мамой, ни один психолог не сможет ситуацию с её состоянием изменить принципиальным образом. Потому что психолог может помогать лишь тому, кто сам обратился за помощью, при его готовности к терапии и активном участии в ней.
Давайте попробуем разобраться, что Вы и близкие Вашей мамы можете сделать, чтобы облегчить её психологическое состояние.
Как я понимаю, первичная фобия сформировалась у Вашей мамы более 50 лет назад, а затем, по ходу жизни, на неё, как бусинки на нитку, нанизывались последующие психологические травмы. На ранних стадиях фобии и неврозы достаточно успешно купируются и без применения медикаментозных средств.
Думаю, что такая ситуация сложилась не на пустом месте, ведь не секрет, что врождённые особенности психики у всех людей разные. Есть люди с так называемым слабым типом нервной системы, им нежелательно смотреть страшные фильмы, читать трагические истории, слушать тревожные новости. Они словно впитывают в себя, в первую очередь, негативно окрашенные эмоции и события.
Зачастую в детстве и подростковом возрасте люди с восприимчивой психикой становятся объектом травли, насмешек и всяческих жестоких розыгрышей и провокаций со стороны сверстников. Не рекомендуется взрослым людям с чувствительной психикой работать в коллективах, где применяются грубые, бесцеремонные методы руководства и агрессивные формы взаимодействия между коллегами.
Так совпало, что сейчас в Вашей семье ещё и траур. Маме необходимо будет правильно пережить все стадии горевания. Может быть сейчас самое время снова поговорить с мамой о необходимости пойти к врачу, психологу? Убедить её посетить терапевта, который выслушает её жалобы, назначит обследование, консультации у других специалистов, если потребуется, невролог может выписать маме антидепрессанты. Но не загоняйте её туда угрозами и запугиваниями, пожалуйста. Тогда толку от терапии точно не будет.
Проблем, видимо, достаточно много и они срабатывают одновременно, возраст у мамы не детский, страхи, словно кольчуга, сплелись и тянут один другого. Возможно, поэтому у психолога тогда не получилось исправить всё сразу и безболезненно.
Видимо, как раз скорого результата от психолога и ожидала Ваша мама, а, не получив, разочаровалась и решила отменить дальнейшие консультации? Или методы работы психолога не очень подходили для данной ситуации, а пробовать другого психолога мама уже не захотела?
Маме нужен внимательный, душевно чуткий специалист, который способен без паранормальщины и излишней материалистичности поговорить о таких материях, как жизнь после смерти, проживание горя, страх смерти, призраки и прочее, чем запугивали Вашу маму с детства.
Фобии корректируются с помощью разных методов терапии, не только беседой о детстве. Это может быть психотерапевт, арт-терапевт, специалист по психосоматике, когнитивно-поведенческий, эмоционально-образный терапевт и другие. Можете маме предложить самой выбрать того, кому она доверится.
Можно выбрать специалиста в государственных службах психологической помощи населению, если они есть в Вашем городе. В них несколько психологических консультаций и серию занятий по реабилитации можно проходить бесплатно раз в год любому желающему.
Желаю Вам, Вашей маме и всей Вашей семье эмоциональных, душевных и физических сил, чтобы достойно выдержать выпавшие испытания, поддерживать друг друга и поскорее достичь спокойствия, уверенности и благополучия.
С уважением,
Наталья
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (запись на бесплатную 20-минутную консультацию: Вотсап +79255250023, эл.почта [email protected], Инстаграм @natnik1909psycholog)