Мать контролирует. Как добиться личного пространства и свободы без скандалов?

Вопрос психологу:
Здравствуйте!
Я Мария, мне 21 год. Работаю на хорошей работе с приличным заработком. Никогда не было никаких проблем (типа курение, наркотики, алкоголь и тд). Есть парень, ему 24, мы встречаемся уже более года.
Живу с мамой, ей 61 год. Работает сиделкой у престарелых. Зарплата не очень.
Родители развелись, когда мне было 16.
В связи с разводом у нас сейчас переезд. С отцом не общаюсь ни я, ни мать. Есть сестра, от ссор с матерью она переехала к парню в 20 лет, сейчас замужем за ним и уехала в другую страну.
В итоге у мамы из круга общения только я.
Мама знает когда я заканчиваю работать, и когда приходит данный час, то сразу звонит мне, чтобы я шла домой и не задерживалась. Если скажу, что хочу погулять с кем то, то в хорошем случае это будет максимум час, а в плохом начнётся скандал по смскам что я не благодарная, гуляния все нужно отложить на после переезда. Эту фразу "отложить гуляния" я слышу уже около 5-7 лет: суды о разводе, егэ, суды опять.
Раньше когда была сестра с нами, то было легче.
Если подумать, то все эти годы я не должна выходить на встречи с друзьями, с парнем, ни с кем, так как ещё не "пришло время", а все мои друзья это не друзья, а знакомые, и это мама мне часто "напоминает".
В итоге, чтобы куда то пойти, я придумываю маме рассказы, что это по работе. Только тогда, когда мама думает, что я одна на работе, я могу спокойно встретиться с людьми и провести время без смсок и звонков с криками о том, какая я плохая.
Дома, когда я возвращаюсь после работы, около 18:00, я сразу должна быть с мамой. В туалет отойти: нужно оповестить её. Должна рассказать в мельчайших подробностях о том, как прошел мой день. Если не говорю обо всем, то сразу :" ты не хочешь со мной разговаривать, даже не узнала как прошел у старой матери день, а она уже на пенсии и работает очень тяжело..."
Если провожу слишком много времени в своей комнате, то начинаются крики, что куда я ушла так на долго? Мне что, не интересно с ней?
Не могу поговорить по телефону более часа, так как мама идёт "искать" меня, и когда понимает что разговор у меня не по работе, то становится в дверном проходе и просто смотрит на меня ожидая что сразу брошу трубку и пойду к ней. Если не делаю так, то сразу обиды, скандалы..
Если я делаю что-то, что ей не хочется, то сразу скандал: я отказалась покупать обувь, которую она мне выбрала: скандал.
Не понравилась юбка, не мой стиль, мне не нравится. Так в магазин не разрешает обратно сдать, хоть и говорю что не одену и лучше бы деньги вернули. Мама просит чтобы одела и говорит: это её обрадует, и ведь это такая мелочь для меня просто одеть эту юбку. Одеваю в итоге. Потом поиск кофты ,что подойдет к этой юбке и если отказываюсь что-то примерять: скандал.
Каждую ночь укладывает меня спать. Если видит, что не слушаюсь ее: скандал.
Есть выходные, я не могу выйти и встретиться с людьми. Потому что у мамы тоже выходной и она хочет его провести с мной.
Мама не знает о моем парне, думает мы коллеги по работе. Если узнает, то будет очередной скандал и он будет длится дни, недели, пока не скажу, что мы расстались. По её мнению, я ещё мала для отношений. И в добавок из личного её опыта, все мужчины плохие, они только knocking you up.
И нет такого: съехать от родителей и жить отдельно. Есть только жить вместе всю жизнь в одной квартире.
В итоге я не рассказываю ей правду о своих отношениях, боюсь её огорчить по любому поводу, так как ей же 61 год. Когда я делаю то, что ей хочется, то дома спокойно. И пытаюсь сохранить это спокойствие. Но ощущение будто просто меня душат: я не могу сказать своего мнения, общаться с кем хочу и когда хочу, нет личного пространства (сумки и вещи мои проверяются, дверь на замок нельзя закрыть).
Парень хочет чтобы я к нему переехала, он живёт отдельно. Я хочу переехать к нему, но только после того, как помогу переехать маме (через 2 месяца) Я не знаю, как сказать об этом матери: она примет это как предательство, будто я её бросила. А другого способа добиться личного пространства и свободы пока с ней живу, я не вижу. Что делать?
Автор вопроса: Мария Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Анастасия.
Здравствуйте Мария!
Первое с чего мне хочется начать, это поддержать вас! Из вашего письма я поняла следующее: вы молодая успешная девушка, вы влюблены и хотите продолжать отношения с вашим мужчиной. У вас есть мама – одинокая женщина, которая всячески манипулирует вами. Ее истерики – это скорее от безысходности. Похоже, что мама считает вас вашей собственностью. Это конечно же не так! Это нужно мягко исправлять и вам понадобится набраться силы духа, чтобы изменить ситуацию.
Вашу маму не переделаешь, но и оставаться в такой ситуации нельзя. Предлагаю мягко попробовать влиять на нее.
С мамой конечно же нужно попробовать поговорить и мягко объяснить ей, что вы уже взрослая, вы сами несете за себя ответственность. Она зациклена только на вас, и ее можно понять, вы ее единственный родной человек. Она боится остаться одна. С психологической точки зрения, она скорее всего переживает кризис пожилого возраста. Могу только предположить, что она может быть не довольна результатами своей жизни, она может испытывать тревогу из-за приближающейся смерти, переживать о каком-то ранее сделанном выборе, который повлиял на всю ее жизнь и т.д. Маму конечно следует поддержать! Не рассказывать о том, что она в кризисе! Она вас просто не поймет! Можно попробовать увлечь маму каким-то делом. Попробуйте предложить какое-то занятие, например, организовывать ей экскурсии.. на первую съездить с ней показать, что это не страшно, а потом отправить одну. Там она может найти себе новые знакомства. Также посмотрите, что организовано для пенсионеров в вашем городе, это могут быть и прогулки с палками, и кружки разной направленности, театры, выставки, музеи..
Попробуйте мягко сказать маме, что таким супер контролем она не добьется ничего, кроме агрессии от вас. Скажите, что вы всегда о ней помните и вам будет гораздо приятнее уделять ей внимание по желанию, а не из-под палки. Манипуляции с одеждой лучше прекратить. Просто набраться смелости и сказать, чем мучаться всю жизнь, что вам это не подходит, одевать вы этого не будете! Подумайте на тему того, что будет, если вы откажетесь одевать эти вещи, тогда что? Что может произойти для вас и для мамы такого, чего вы не переживете? Какая реакция может быть у мамы. Будьте готовы, скорее всего мама обидится и даже может заболеть, так как может вылезти психосоматика. Маме нужно объяснить что вы ее любите но дать понять, что вам достаточно и так ее внимания. Если она так хочет помочь или сделать приятное, пусть это будут деньги. Вы и мама должны понять, что вы ей ничего не должны, вы не ее собственность. Я вижу из вашего письма, что в ваших отношениях абсолютно стерты границы! Вам надо их выстраивать. Маме нужно понять и принять это. Подумайте еще над тем, что вы сами позволяете так с собой разговаривать и поступать! Возможно, так было всегда, мама лезла везде и всюду. Но, подумайте до какого момента вы готовы это терпеть. Наберитесь смелости и скажите НЕТ. Не сразу во всем, это будет выглядеть как бунт, а постепенно. Сначала «нет» юбке, если удалось, дальше «нет» приходу домой по расписанию и т. д.
Хочется вас предупредить, что в ваших отношениях с мужчиной может сложиться подобная ситуация. Понаблюдайте за собой в отношениях. Что транслирует ваш мужчина вам? Вы про переезд пишите, что это единственный способ добиться свободы. То, что вам не нужно оставаться жить с мамой – это факт! Но! Будет ли переезд к мужчине считаться свободой? Возможно стоит наладить отношения с мамой и не торопиться с переездом к мужчине? Вы пишите, что хотите переезжать, как поможете маме с переездом. А что, если переезд затянется, что если появятся еще причины какие-то? Думаю, что дело не только в переезде, вы просто подсознательно откладываете этот момент переезда, а по сути разговора с мамой. Предполагаю, что вам самой нужно решиться на этот шаг. Если вы после прочтения моих комментариев подумаете, что да вы к мужчине едете осознанно, что это не побег, тогда смело переезжайте. Тем более, что сейчас именно то время с точки зрения возраста, а не вашей ситуации, когда нужно съезжать от родителей. Когда нужно строить свои отношения. Поговорите с мамой, расскажите, что вы счастливы и выразите ей мысль о том, что мама должна радоваться за вас, а не держать! Опять же подумайте, что худшего если вы маме расскажете свой секрет? Она вас разве может ругать, или не отпустить? Да, она будет расстроена, но если вы позаботитесь о ней (то, о чем я писала ранее), то этот момент можно пережить менее болезненно.
Мария, надеюсь мои заметки окажутся полезными, и вы задумаетесь над своим поведением, над своей реакцией во всех ситуациях. Конечно, сразу изменить ситуацию не удастся, но плавно попытаться стоит. Для этого вам самой нужно быть крепче внутри. Для «напитывания» крепости у психологов есть различные методики в том числе. Если вам будет тяжело справляться, можете обратиться к ним, можете ко мне. Я очень надеюсь, что в вашей жизни все наладится, и вы самостоятельно справитесь со своей ситуацией.