Неприязнь и раздражение к отцу. Как жить рядом с ним?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя проблема в том, что я не люблю своего отца, а в какие-то моменты и вовсе ненавижу. Мне 30 лет, в силу обстоятельств я сейчас вынуждена жить с родителями. С мамой отношения хорошие, ее я уважаю, ценю и люблю. А вот отца презираю. И с возрастом это презрение только усиливается. Всю свою жизнь, все детство и юность я испытывала к нему смешанные чувства из-за его отношения ко мне. Отец всегда был человеком очень вспыльчивым, раздражительным, не приемлющим чужого мнения. Часто наказывал меня без повода, просто потому, что ему что-то не нравилось, бил ремнем до синяков, заставлял извиняться за то, в чем я не была виновата. Эпизодов таких было настолько много, что даже приятные воспоминания связанные с ним все равно омрачаются какими-то фактами проявления его грубости. Он растил меня, как пацана. Редко говорил какие-то приятные слова и вообще проявлял свою любовь. Так же все омрачалось моментами, когда он злоупотреблял алкоголем, приходил домой в ужасно невменяемом виде, был агрессивным. Мама пыталась его наставить на истинный путь, но с переменным успехом. Сохраняла семью думая, что ребенку нужен отец. А я все детство мечтала, чтобы они развелись. Как следствие всех этих событий и подобного воспитания я выросла крайне неуверенной в себе, с чудовищно низкой самооценкой, вечным чувством вины, характер мой тоже испортился, я сама стала раздражительной и нервной. Уже много лет безуспешно лечусь от депрессии. Сейчас отец уже в возрасте, ему 63, характер его стал еще более скверным, от него исходит один негатив. Он сидит на небольшой пенсии, которую тратит только на себя и свои хотелки. Мама вынуждена работать, оплачивать счета, покупать еду и одежду на свои деньги. Мне ее безумно жаль, что она вынуждена мириться с такой жизнью. Из-за здоровья я не могу сейчас работать и помогать ей, приходится только смотреть, как этот человек отравляет и ее и мою жизнь своим вечным недовольством, претензиями, упреками, а их у него огромное количество. То не тот тон разговора, то в телевизоре что-то не понравилось, то психует из-за того, что не выспался. У нас уже сдают нервы. Мама его жалеет, хотя уже чаще думает о разводе, но останавливает возраст. У меня к отцу только неприязнь и ненависть за испорченное детство, покалеченную психику, за то, что никогда не думал о моем будущем, не стремился помогать финансово, оправдывая все тем, что деньги на деревьях не растут, а хорошей работы в нашем небольшом городе нет. Да даже если б не мама, у меня и компьютера бы никогда не было. Он никогда не содержал семью, не нес за нас ответственность. Жил сам по себе. Сейчас я живу с ужасной обидой и злостью на него, мы вечно ссоримся, потому что я больше не молчу, как в детстве. Но я чувствую, как эмоционально истощаюсь рядом с этим человеком, я не могу вылечить ни депрессию, ни другие болезни, потому что из-за него живу в стрессе и неврозе. Даже не знаю как сформулировать вопрос. Понимаю, что другого человека не изменишь насильно. но как жить рядом с тем, кто вызывает столько неприятных чувств и мыслей?
Автор вопроса: Ульяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Полухина Екатерина Александровна.
Здравствуйте, уважаемая Ульяна!!! В вас до сих пор живёт та маленькая обиженная отцом девочка. Да, действительно детство у всех разное. У кого то беззаботное, с любящими и понимающими родителями, а у кого - то полное обид и разочарований. Так уж случилось, прошлое не изменить. Если бы я вам задала вопрос: «Ульяна, сколько вашей жизненной энергии из 100% уходит в прошлое, настоящие и будущее?» Как бы вы распределили эти проценты? Я думаю, что большинство процентов из 100 ушло на прошлое. На обиды, ненависть к отцу и т.д. Но поймите нам не подвластно менять прошлое, да и зачем. Но мы с вами можем изменить настоящее и своё будущее. Тогда, будучи маленькой девочкой, вы ничего не могли сделать, не нужно себя за это винить. Это выбор ваших родителей, это их жизнь. Не будем, осуждать и обвинять их за это. Возможно, у вашего отца не было любящих родителей, которые бы могли научить, как правильно воспитывать детей, не смогли показать это своим примером. Ваша мама также хотела лучшего для вас, а получилось так, как получилось. Жизнь была совершенно другая, не было психологов, либо тех людей к кому можно было обратиться за помощью. Но, всё- таки, это ваши родители, тут уже тоже ничего не поменяешь. Только «прощение» поможет оставить прошлое в прошлом. Вы скажите, да не за что, никогда я не прощу своего отца (чувствую ваше возмущение). Простите, не ради него. Простите, ради себя. Ради самого близкого человека на этой земле - себя, ради той маленькой девочке, которой так не хватало отцовской любви – Вас Ульяна! Простите его от всего вашего доброго любящего сердца! Ведь вы другая, Вы не похожа на своего отца, Вы можете по-другому. Сейчас Вы взрослая, Вы ответственная за свою жизнь и свои поступки. И сейчас только от вас зависит ваша жизнь и то, как вы справитесь со всеми трудностями. Скажите СТОП, ХВАТИТ, Я больше так не хочу! Жить в ненависти к отцу вы уже пробовали. Что - то меняется в вашей жизни? Я думаю, вы бы мне ответили, НЕТ. Если вы стучитесь в дверь и вам не открывают, идите и стучитесь в другую. Попробуйте по-другому, вернутся в то состояние, в котором вы сейчас, никогда не поздно. А попробовать жить по-другому, воспринимать отца по – другому, это может быть поздно. Подытожим. Готовы?
1.Возьмите ответственность за свою жизнь (не нужно искать виноватых).
2.Простите за прошлое своих родителей. Зачем нести этот груз на своих плечах и в своём сердце. Налегке идти в гору легче))). Простите ради той маленькой девочки Ульяны.
Если вы это сделаете, тогда можно идти дальше.
По вашим словам, ваш отец очень грубый, агрессивный мужчина и т.д. Как вы думаете, ему легко живётся с этой злостью? Конечно, нет! Он несчастлив, и такого человека можно только пожалеть. Представьте себе, что за всю жизнь, он так и не смог измениться. И мы, к сожалению тоже не сможем его изменить. Но сможем изменить себя, изменить своё восприятие этого человека. Иисус ещё говорил: « Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Ульяна, ведь в этом есть истинна. Ведь если вы будите продолжать ненавидеть своего отца, тогда чем вы от него отличаетесь? Вы осуждаете его, а сами испытываете злобу и агрессию. В ваших силах всё изменить.
1.Попробуйте прописать на листке бумаге положительные качества своего отца или те ситуации, когда он помог кому-либо. Трудно, но постарайтесь, не меньше 10. Всё то, за что можно ценить и уважать отца. Постарайтесь, проникнуть чувством благодарности к этим качествам или ситуациям.
2.Необходимо наладить первой общения с отцом (ради себя в первую очередь). Начните с самых простых вещей: пожелать доброго утра и спокойной ночи, спросить о самочувствии и т.д. Далее проявить с вашей стороны помощь: налить чай, приготовить его любимое блюдо и т.д. Слова поощрения: похвалить за работу по дому, за то, что сегодня трезвый и т.д. Подарки: делать незначительные подарки с поводом и без (постряпать торт на день рождения, купить любимый журнал и т.д. в зависимости от предпочтений). Физический контакт: погладить по спине, приобнять и т.д. Таким образом, мы будим усиливать и закреплять его положительное поведение.
Попробуйте всё это, даже ради эксперимента и посмотрите, как ваш отец будет меняться. Ваша атмосфера в семье тоже станет другой. А здоровье будет налаживаться в лучшую сторону. И конечно, в вашем сердце больше не будет место для обиды и ненависти, а это место будет занимать любовь, в первую очередь к СЕБЕ, к той маленькой девочке Ульяне!!!
Всего вам доброго и светлого!!! У вас всё обязательно получится!!! Я верю в ВАС!!!