Пьющий отец и злая мачеха. Мне сейчас 25 лет, моего отца не стало. Чувство вины.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мои родители развелись когда мне было 13 лет. Причина в том что мой отец имел проблемы с алкоголем. Когда он напивался, то всё превращалось в ад, крики, ссоры, скандалы. Он уходил в запои на месяц. Я не знал как с этим поступать. Моя мама лечила его, водила по врачам, но он всё равно снова начинал. В итоге мама не выдержала и подала на развод. Отец хоть и пил, но был работающим человечком. Он женился во второй раз. Вторая жена оказалась нехорошей. Она мне стала говорить что-бы я нашёл себе работу, в то время когда я учился. На полдня никто не возьмёт на работу, тем более несовершеннолетнего. Она и с отцом плохо обращалась, выгоняла его из дома когда он пил, избивала. Хотел на неё в полицию заявить, но отец отговаривал. Я говорил отцу чтобы он взял себя в руки, если не ради меня то ради моего сводного братишки которого родила вторая жена, но он не слушал, всё время жаловался на жену. Он не принимал мою помощь. И так шли годы. Мне сейчас 25 лет, моего отца не стало. Постоянные запои и скандалы довели его до самоубийства. Теперь я виню себя в этом, потому что я поругался с ним и отмахнулся от него, потому что мне надо строить свою личную жизнь, ещё я не дал ему денег чтобы ему похмелиться. Всё это оставило след в моей жизни и голове. Я не знаю как с этим справиться, как смириться или забыть.
Автор вопроса: Артур Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Артур!
Исходя из представленной информации, я поняла, что Вы как и я, увы, являетесь ВДА( взрослые дети алкоголиков). Это —не болезнь, а факт биографии. Его не отменишь и Вам придётся учиться жить, принимая все печальные последствия такого факта для своей жизни, но Вы уже взрослый человек и сами отвечаете за построение своей личности.
«Мой отец имел проблемы с алкоголем» - я тоже самое могу сказать и про своего отца. Алкоголизм — коварная болезнь, которая часто доводит до погибели , как самого человека, так и доставляет массу проблем всем членам семьи.
Алкоголизм — это ещё и семейная болезнь, которая заставляет страдать всё окружение алкоголика.
«Постоянные запои и скандалы довели его до самоубийства» — и это случается нередко, Артур. Человек долго употребляющий алкоголь, неизбежно приобретает психическое расстройство в какой –либо степени, которое и приводит его к неадекватным действиям и поступкам.
И близкие люди НИЧЕМ, понимаете, НИ разумом, НИ силой не смогут заставить человека бросить употреблять алкоголь, пока он сам не станет лечиться. И мама ваша «билась» с этим безрезультатно и мачеха своими способами это делала — «выгоняла его из дома когда он пил, избивала».
Думаю, что может она ни такая уж и злая, просто от безысходности не знала что делать с пьянством вашего отца. Очевидно, вам нужно подумать о том, чтобы простить её.
Мой отец, как и ваш, тоже совершил самоубийство. Даже более того — в мой день рождения. Как вам такой «расклад»?
Это я для чего рассказала Вам про сходство своей биографии и вашей?
Дело в том, что я очень долгие годы не могла простить отца за его пьянство, отношение к маме в период запоев и самое главное —за такую подлость, которую он совершил в день моего рождения.
А потом, когда я поняла природу заболевания и то, что алкоголизм даёт сумасшествие , меняет мышление человека до неузнаваемости , я приняла, что мой отец был болен и я ПРОСТИЛА его. Это мне очень нелегко далось.
Но от таких трудных чувств , как обида( в моём случае) или вина, как у Вас — нужно обязательно избавляться, так как они разрушают прежде всего человека, который имеет чувство обиды или вины.
«Теперь я виню себя в этом, потому что я поругался с ним и отмахнулся от него, потому что мне надо строить свою личную жизнь, ещё я не дал ему денег чтобы ему похмелиться. Всё это оставило след в моей жизни и голове. Я не знаю, как с этим справиться, как смириться или забыть».
Вам нужно очень многое проработать, Артур. С этим можно справиться, но я вряд ли смогу Вам полноценно помочь в рамках письма.
Приглашаю Вас на консультацию и я помогу Вам провести работу по освобождению себя от чувства вины, так как хорошо понимаю суть вашей боли и мне картина вашей жизни с пьющим отцом более чем понятна.
Исходя из представленной информации, я Вам предложу краткий алгоритм работы, намечу «мишени» для самостоятельного анализа.
1. В первую очередь Вам надо понять то, что ваш отец был болен смертельной болезнью, которая рано или поздно , как говорится «неделей позже, днём раньше» неизбежно привела бы его либо к смерти, либо к инвалидности, так как он не собирался лечиться от алкоголизма.
В чём именно ваша вина? Если сказать совсем кратко, то скажу то, что вы поругались с ним , не дали денег, чтобы опохмелиться — вообще не повод, чтобы пойти и совершить самоубийство. С алкоголиком жить неимоверно тяжело и я бы сказала НЕВОЗМОЖНО не ругаться и ещё давать ему денег на спиртное.
Вашей вины нет ни грамма и ни капли, по моему мнению. Какова гарантия и доказательство вашей вины? Не вы были причиной болезни и сумасшествия отца и не в ваших силах было его спасти.
Не надо «примерять» на себя роль Бога.
Давайте прочтём определение чувства вины из одного из учебников по психологии : «чувство вины — это глубокое раскаяние и сожаление о действии, которое принесло окружающим неприятности».
Ответьте себе на вопрос — КАКОЕ действие принесло неприятности отцу?
В психологии чувство вины считается сложной эмоцией, которая зачастую бывает обманчивой. Почему?
Потому что бывает вина, действительно, за что-то конкретно сделанное, сказанное в отношении другого человека, а бывает «категория» вины , которая называется невротической.
Путь освобождения от вины зависит именно от правильной её оценки. Если вина реальная, к примеру и я понимаю, что мои действия нанесли кому-то ущерб, то нужно этот ущерб компенсировать (попросить прощения, дать объяснения, заплатить и т.д).
Если такой возможности нет, отношения с человеком прерваны или человек умер, находится в недоступном месте и т.д, то осознать и возмещать ущерб НУЖНО и можно через молитву о человеке или о его душе.
В вашем случае, полагаю, вина именно невротическая, НЕ реальная и вы сможете освободится от неё через молитву об отце — об этом будет подробно следующий пункт и ЧЕРЕЗ прощение себя. Ритуал прощения себя Вам нужно пройти обязательно!
2. Я сейчас читаю книгу и в ней главный герой частенько говорит мудрую фразу: « Я не вмешиваюсь в дела Божьи…». Понимаете, о чём я? Срок нашей жизни в руках Бога, Высшей силы и для каждого он установлен свой. Наша ЗЕМНАЯ задача — качественно прожить свою жизнь.
А ваш отец вмешался в дела Бога, совершив самоубийство, тяжкий грех.
И Вам я советую отмаливать его душу, так как делаю это я за своего отца. «Оттирать карму всего Рода» , которую испортил ваш папа и нанёс огромный вред своей душе. Жизнь человеку дал Бог и никто не имеет право её отбирать. Убийство и самоубийство — равноценны по значимости тяжкие грехи.
Я читаю простую молитву утром и вечером: «Папа, я желаю твоей ДУШЕ счастья. Я тебя прощаю и ты прости меня!».
Очень советую и Вам это делать. Эта молитва будет помогать и вам и душе отца. Ваш папа здорово «накосячил», поэтому отмаливайте его душу, делайте благое дело.
Пусть вам в помощь будут мудрые слова Эрих Марии Ремарк
« Совесть обычно мучит НЕ тех, кто виноват!»
Удачи Вам!
Связаться со мной для дополнительной консультации можно через почту [email protected] или по ватсап +79502475881.
С уважением, Лариса Петрова.