Отец в меня не верит и критикует. Боюсь работать и боюсь мужчин.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Лика. Месяц назад я закончила университет. По специальности режиссер. Около двух недель я преодолевала страх чтобы отнести в театр пьесу. Сегодня отнесла, руководства оказалась в отпуске, попросили подойти в конце августа. На что от отца я выслушала у тебя ничего не получится, ты профукала наши деньги что за меня платили. Иди работай техничкой. С самого детства я слышала от него ты полная ноль, ты не кто, у тебя нет не каких талантов, за двойку в дневнике в меня летели книги, у меня тяжелая форма астмы от него я часто слышу ты не сможешь никуда уехать ты инвалид, при этом у меня нет инвалидности. Я теперь боюсь мужчин, стараюсь чтобы они от меня держались подальше. Боюсь работать. Боюсь ему слова сказать. Боюсь сделать первый шаг к новой жизни. Мама не хочет меня слушать, ей не приятно. А что делать мне? Каждый раз жить в страхе. Я не могу нормально просто почитать когда он дома. Если ему что _ то сказать он начинает психовать. Я не могу высказать все что я о нем думаю.
Автор вопроса: Анжелика Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Полухина Екатерина Александровна.
Здравствуйте, Лика! Поздравляю вас с окончанием университета!!! Сейчас перед вами открываются новые дороги и новые возможности. Самое важно не стоять на месте, а просто идти в каком либо направлении. Из вашего рассказа, я понимаю, что идти вам сейчас сложно, так как за плечами рюкзак с тяжёлым грузом (родительские ярлыки: «Ты полный ноль», «У тебя нет никаких талантов»; страхи и тревога). Если всё так оставить и ничего не менять, будет сложно. Тем более приступы астмы чаще всего провоцируются стрессами, эмоциональными переживаниями. А тут уже речь идёт о вашем здоровье – один из самых важных жизненных ресурсов.
Первое то, что вы уже сделали, это осознание, что вам сложно и неудобно со страхами и тревогой. Когда человек осознаёт, значит, он готов к работе. Далее возьмите ответственность за свои решения, за свою жизнь на себя. Вы только вправе решать, что у вас получится или не получится, что хорошо, а что плохо. Не давайте значимость отцовским словам. Пусть говорит, даже если нам очень захочется, мы не сможет поменять его позицию, только если он сам при своём желании, то сможет. Не будем его осуждать, а иначе мы становимся такими же, как он. Но мы в праве, принимать его слова на себя или нет. Когда мы не даём ценность его словам, они никак нас не задевают и не влияют на нас. Ставьте мысленно в этом момент преграду между вами, а слова они упираются в преграду и возвращаются ему или их уносит ветер. Подумайте о том, что нас больше задевают те слова, утверждения в наш адрес, которые мы раннее сами себе уже сказали. Если вы постоянно говорите себе, что у вас ничего не получится, то слова отца или других людей, будут действовать разрушительной силой. Поэтому в первую очередь необходимо поработать над собственной самооценкой: не критиковать себя и замечать свои даже маленькие победы. Каждый человек уникален и вы не исключение.
Давайте перейдём к страхам и тревоге. Лика, как только вы испытываете тревогу, ваши негативные чувства и мысли начинают подкреплять друг друга в порочном кругу. Мысли, как человечки, которые крепко держаться в круге за руки и не выпускают вас из него. Вот такой силой обладают негативные мысли, которые вызывают у вас страх и тревогу. Ощущение, что именно они хозяйничают в вашем теле, а не вы. Поймите, как вы думаете, так себя и чувствуете. Пора разорвать этот порочный круг. Готовы? Я думаю, да.
1.Меняем образ мысли, и как следствие поменяется самоощущение.
Техника «Что, если».
Пример: Отнесли в театр пьесу, сказали подождать. Лика пропишите дома и ответьте на вопросы.
Вопросы: Давайте предположим, что пьесу вашу не одобрили.
Что произойдёт в этом случае? Чего вы больше всего боитесь?
Допустим ваш ответ: Тогда слова отца найдут подтверждения, что я ничего не могу.
Вопрос: И что если ваш отец очередной раз вам скажет неприятные вещи о вас? Что самое худшее может произойти?
В итоге вы придёте к выводу, что в принципе ничего страшного и не случилось, а то, что отец вам говорит, да вы это от него слышали не в первый раз. А этот раз, для вас будет, как практика, на которой вы отработает навыки по выстраиванию мысленных преград между вами. Практиковаться ведь надо? Конечно! А когда, вы будите натренированные критика или осуждения других людей уже будет не страшна.
Как только появляется страх, старайтесь все тревожные мысли подвергать сомнению.
2.Возьмите яркие краски, ассоциирующие у вас с чувством радости, уверенности, свободы и нарисуйте – пусть это будет чистая абстракция. Подобное эмоциональное насыщение очень важно. Его можно использовать для того, чтобы настроиться на «уверенное» состояния, либо каждый день. Вы должны почувствовать это.
И если брать заболевание Бронхиальная астма, это ведь, как удушье, нехватка воздуха. Дайте при помощи краски кисти высвободиться всем негативным эмоциям из вашего тела и в том числе из ваших лёгких. Почувствуйте свободу, свободу дыхание. Ведь когда мы освобождаем сосуд, у нас есть возможность наполнить его. Наполните его яркими красками.
3.Заведите дневник настроения. При помощи карандашей или др. рисуйте линиями или образами то, что чувствуете. Ваше эмоциональное состояние будет приходить в более устойчивую форму.
4.Освойте приёмы саморегуляции. Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управление мышечным тонусом и дыханием. Эти приёмы помогут вам при волнении, страхе, гневе и других напряжённых эмоциональных состояниях. С техникой выполнения можно ознакомиться в интернете: диафрагмальное дыхания, мышечная релаксация по Джекобсону, самопрогроммирование, самодобрение, самоприказы, визуализация (представление того, что вас расслабляет). Освоив, вы сможете почувствовать себя более уверенными в любых ситуациях.
5.Если самостоятельно будет тяжело справляться, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.
Всего вам доброго и светлого! У вас всё обязательно получится!
С уважением, Екатерина Полухина, ваш психолог)))