Как помочь маме решиться на развод с отцом абьюзером?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Ситуация следующая: как я понимаю мой отец абьюзер (может быть я ошибаюсь, Вы как специалист тогда исправьте меня). Брак моих родителей длится уже более 30 лет, с самого детства отец периодически (иногда раз в год, иногда раз в три года, по-разному было) выгонял нас из дома (нам всегда было куда идти, к моей бабушке), причем он так и говорил, убирайтесь домой к теще. При этом он естественно всегда кричал, но надо признать, никогда не применял физическую силу, только сильно орал, оскорблял и выгонял. Каждый раз (после такой высылки к бабушке) мы с мамой возвращались домой (я не понимаю зачем, ведь нам было где и на что жить), иногда отец звонил мне и говорил, чтобы мы вернулись, иногда мама возвращалась сама и отец для вида спрашивал мол, зачем вернулись (хотя я понимаю, что ему было это нужно, т.к. мы для него как обслуга, подай принеси, ну еще для общественного мнения важно, мол он хороший семьянин).
Либо отец делал следующим образом. У нас есть дача (причем это не место отдыха для нашей семьи), на даче мы всегда работаем (что-то выращиваем и т.д.). Кроме меня и родителей, на дачу всегда ходил и сейчас ходит брат моего отца (мой дядя), опять же надо признать он активно там работает, помогает. Дядя не был женат, живет отдельно. Так вот периодически (как правило, каждое лето, иногда раз в 2 года) происходило следующее: на даче начинался какой-нибудь скандал (причина могла быть любая, например, отец или дядя могли начать придираться к чему-нибудь, например не так что-то делаем, не слушаем их и т.д.). В результате этих криков, дядя собирал вещи и уходил (обычно молча, не прощаясь), после этого через час-два собирал свои вещи отец и тоже уходил (точнее уезжал на автомобиле). Мы с мамой оставались на даче. После этого примерно месяц - полтора, ни отец, ни дядя на дачу не ходили (в самый разгар сезона), мы были вынуждены с мамой сами ездить на дачу на автобусе и работать там. В ходе всех скандалов отец всегда называл маму дурой, которая воспитала вот такой меня (это он имеет в виду, что я не замужем), также орет на меня, что я не приспособлена к жизни и т.д. Кроме этого он всегда орет, если нам нужно куда-то уехать (например по делам или на консультацию к врачу в другой город). Раньше этого не было (точнее он никогда не любил если мы куда-то уезжали, но все же раньше он не так сильно возмущался, если мы например ездили в санаторий, просто был не доволен нашим отъездом). Сам он никогда никуда не хочет ездить, говорит, что это трата денег, да и вообще дорога - это опасно, говорит, что отдыхать можно и дома (на даче, например). Раньше к нам приезжала сестра моей мамы с с мужем из-за границы, так вот с ними он тоже не рекомендовал общаться, всегда обзывал их, говорил, чтобы я поменьше времени проводила с ними. В общем все время ограничивал и передвижение и общение и т.д. Когда была жива моя бабушка, тоже не любил, что я много времени провожу у нее. Недавно нам снова пришлось на два-три дня выехать в другой город, при отъезде у отца было недовольство, а по приезду скандал, что мы мотаемся везде. Все последние пять-десять лет я пытаюсь убедить маму, что нужно развестись, однажды он так орал (что у нее случился приходящий инсульт). У меня тоже появились различные проблемы, пришлось обращаться и к психологу и к психотерапевту. Периодически он становится нормальным (если так можно сказать) и не орет и не оскорбляет, и дядя тоже периодически становится нормальным и не лицемерит. Кстати, в периоды "нормальности", отец зачастую отрицает, что было в прошлом, говорит, что просто так никого не выгонял, было - за что, что никого не в чем не ограничивал и т.д. Я искренне не понимаю, почему мама не может развестись, где жить - есть, на что жить - тоже есть. Я переживаю за ее здоровье. Как помочь ей принять верное решение?
Автор вопроса: Лиана Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Бакулева Елена Олеговна.
Здравствуйте, Лиана!
Вы находитесь в замешательство от таких взаимоотношений родителей. Дети, сколько не было бы лет, вот вам 31 год, все равно переживают, и больно смотреть на то, как отец относиться к маме, как мама ничего не предпринимает. Как они не ладят, и казалось бы, есть где и на что жить, как вы пишите, можно уйти, высказать свою позицию, но мама снова и снова возвращается... Этому есть объяснение.
Лиана, ваши родители прожили вместе 30 лет! Это о том, что они подходят друг к другу как ключ к замку. Абьюз - это отношения в которых присутствует модель "агрессор-жертва". Жертва находится в зависимости от агрессора, который в процессе абьюза эту зависимость еще и усиливает. Возможно у ваших родителей такие отношения. Понимаете, в паре складываются некие отношения, и если это устраивает человека, он не уйдёт! Или, если не доволен своей жизнью, может, как ваша мама, понимает, что так не хочет жить, выбор должна сделать она. Принять какое то решение. Например, решает развестись, заметьте, условия есть! Или, хочет сохранить брак, но что то изменить, тогда это путь к психологу, обращению за помощью. Или предлагает мужу вместе сходить к семейному психотерапевту. Потому, что её такая жизнь не устраивает! Лиана, вы не можете решить за маму, это должно быть её решение! Может, ей нужно сначала поработать над собой, чтоб стать увереннее в отношениях с мужем, чтоб говорить "Кричать на меня нельзя!"
Понимаете, семейная жизнь она строиться кирпич за кирпичом. Люди, которых что то не устраивает, об этом говорят, обсуждают, договариваются. Пара проходит различные кризисы. Возможно, у ваших родителей один из них. Лиана, мама когда нибудь говорила отцу, что её все это не устраивает? Ведь люди порой живут, и не знают, как вообще строить отношения, как говорить о своих чувствах. Например "Меня очень обижает, когда ты на меня кричишь! Давай поговорим спокойно!". И вот так, раз за разом, люди учатся, если что то идёт не так, если не устраивает положение дел. Если родители прожили так всю жизнь, значит, это их выбор!
Лиана, вы описываете жизнь родителей, дяди, бабушки, других родственников. Вы наблюдаете за их жизнью, пытаясь помочь маме. Это понятно, потому что это родные близкие люди. Смотрите, можно что-то подсказать, можно выразить свою точку зрения, и все. Люди все взрослые, и решать должны сами.
А на данный момент вы переживаете их жизнь, вместо своей, понимаете? И вот в этом опасность для вас. Даже у вас уже появились проблемы на этом фоне. Родители могут прожить ещё 30 и более лет ничего не меняя, и что тогда?? Где вы на этом "празднике"?
Рекомендация. Лиана, устраивайте свою жизнь. Повернитесь к себе. Иначе, пройдёт ещё время, и желания, планы, которые, возможно, у вас есть, исполнить будет сложнее.
Если мама обратиться к вам за советом, вы можете сказать, что думаете, и не более.
Каждый проживает свою жизнь. Тот, кто слышит, может что то изменить. Мы не на все можем влиять, и тем более принимать решение за другого.
Желаю всего хорошего!